Единственное спасение моряков в 1981 году: экипаж подводной лодки длилась три дня, на глубине 33 метров

Нe случaйнo, чтo высшee рукoвoдствo вoeннo-мoрскoгo флoтa, мнoгo лeт нe oсoбeннo aфиширoвaлo. Уж бoльнo пoвeствoвaниe. Пьяныe кaпитaн и стaрпoм вeдут рeфрижeрaтoрнoe суднo, плюют нa aдминистрaтoрoв и oткрывaют кoрмoвoй чaсти пoдвoднoй лoдки, зaxoдившeй с учeний нa бaзу вo Влaдивoстoк. Пoдвoднaя лoдкa пoгрузилaсь нa глубину 33 мeтрoв. Спастись удалось 27 моряков (59).

Учение, что они боевые

В октябре 81-го года экипаж дизельной подлодки С-178 бороздил Японское море, отрабатывая учебные задачи. В ночь на 21 октября командир подводной лодки » С-178 Валерий Маранго взял курс домой — на стороне входа створов пролива Босфор Восточный. Подводная лодка шла в надводном положении. На мосту, вместе с командиром находились замполит, вахтенный офицер, штурман, рулевой сигнальщик… Всего 11 человек. Курили.

— Я в это время был в столовой предприятия, — объясняет Кубынин. — Вход в базу был согласован с операционной пограничной полосы, 47-й бригады. И вдруг — страшнейший удар! С мест полетело даже то, что было освящено! В частности, было машинке, просвистевшая над головой, и разбившаяся вдребезги.

33 кв. ада

Темень. Электричество отрубило. Судно положило на борт — с креном до 32 градусов. Огромная пробоина в отсеке шестой. Все люди, которые стояли на мостике, выбросило за борт. Четыре из них погибли, а остальные-в течение полутора часов собрали в одном вагоне. Даже командир подводной лодки » Валерия Маранго (после кары завода в 10 лет, и старпома, управлявшего рефрижератором, 15). Но даже в лодке, лодка была борьба за жизнь. Под напором хлынувшей ледяной воды, матросы пытались скоординироваться. Температура упала до +8.

На корме в живых остались четыре подлодки, остальные умерли почти сразу, не без волнения, — вспоминает Кубынин. — Вода очень быстро заполните последние отсеки. Мы связывались с ними по телефону, но не смогли. Мы сказали «до Свидания» и бросили трубку…

Остальные 26 моряков, находившихся в первом отсеке. Командование на себя взял Сергей Кубынин (начальник штаба, все было белым в предынфарктном состоянии). Наглотавшись дыма в соседней бухте, в которой распространился огонь, моряки долго откашливались. Один из моряков, очень нервничал. Пробормотал что-то бессвязное, срывался на крик… Кубынин знал, что в случае неисправности не поможет, даже чудо. Таким образом, спокойным голосом, по порядку начал рассуждать вслух, как поступить.

 

Пили здоровье старпома

— Мы увидим позже, — продолжает Кубынин, — что гражданский порт Владивосток, который получил разрешение рефрижератору сняться с якоря, не сообщил об этом оперативному дежурному бригады, несмотря на то, что был обязан. Никто не знал, что старпом, командовавший рефрижератором, пьяный. У него был день рождения. Холодильник изменил курс, выключил свет, и пошлепал по области боевой подготовки, к которой не мог подойти даже близко. Хорошо, Маранго успел дать команду «Право на борт». В носовой части лодки составляет восемь боевых торпед. Если холодильник саданул него, от нас ничего не существует. Да, и они тоже.

Необычные названия

К счастью, на лодке, Дайвинг найден реальный выход — торпедные аппараты, они свободны.

— Компьютер обещал послать спасателей, — говорит Кубынин. — Но тогда,-связь оборвалась… мы сидели на третий день.

Чтобы взбодрить сотрудников, старпом достал печать и, тяжело дыша, начал увеличиваться все в название, давая каждой очередной сессии бренда «специалистов военно-морского флота». Затем вытащил канистру спирта и налил моряков 30 грамм.

— Правда, что алкоголь находился в очень разбавленном виде, — улыбается старпом. — Мои-caps, оказывается, что в основе хлебнули, и, чтобы я не понял, разбавили его водой. И теперь расплачивались.

Восемь метров до жизни

Наконец, С-178 подошел и лег на пол, спасательная лодка «Ленок». Дайверы, натянутый между ними трос и начали знакомиться пленных моряков. Но удалось спасти только шесть! Остальные выходили через трубу торпедного аппарата, и никто при встрече они сами всплывали на поверхность. Там спасатели помещается в барокамеру. Три всплывших моряков не заметно (на море начался шторм). И те, будучи уже на открытом воздухе, захлебнулись и снова пошли ко дну.

— Начальник штаба, погиб при попытке ввести непосредственно в трубу торпедного аппарата, — говорит Кубынин. — Сердце не выдержало. А у нас в отсеке уже воды выше груди. Пришлось закрепить веревку за ноги начштаба и его обратно. Матрос импотенции, потери сознания. Помочь ему мы не смогли, и захлебнулся…

Последний отсек оставил старпом Кубынин. Когда он оказался снаружи подлодки, он закончится кислород. На поверхность он вынырнул уже без сознания. Очнулся в барокамере, чтобы на следующий день. Врачи зафиксировали у отравления углекислотой, кислородом, разрыв легкого, пневмонии, двустороннего и др.