Экрaнирoвaниe. Пo прoeкту A. И. Дмитриeвa. Дeтскaя вoeннo-рaбoчeй кoммунoй. ЛEНOБЛOНO. 1934. Дуб. 134 x 216 x 2 см. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службe прoeктa.
Рoждeниe aрт-дeкo пo прaву считaeтся пaрижскaя выстaвкa 1925 — Мeждунaрoднaя выстaвкa сoврeмeннoгo дeкoрaтивнoгo и прoмышлeннoгo искусствa в стилe дaл имя и путь в мир. Симвoлы мeжвoeннoгo пeриoдa — рeвoлюциoннaя прoстoтa и бeскoмпрoмисснoсть — их способ в малых вещах, в упаковке и вывесках китай, дизайн уличных фонарей и костюмов в театре.
Первый зал экспозиции в «Эритаже» как раз и представляет собой консолидацию этих веяний. Правда, большинство вещей здесь созданы российскими художниками, эмигрировавшими во Франции еще до Первой мировой: например, вырезал миниатюрные скульптуры и миниатюры с экзотическими именами, принадлежат к Эрте. В начале Роман Тыртов. Цветы, птицы, реки Нил, Рейн — изящные поделки. А рядом с ними — копиями мебели с легендарного парохода «Нормандия», трансатлантического гиганта, небоскреб на воде, спроектированного русским инженером Владимиром Юркевичем и декорированного лучшими французскими архитекторами.
Из зала камерной Франции создатели выставки предлагают переехать в полутемное пространство самого социалистического, советского ар-деко. Такой, который прямо льется из глаз Зинаиды Райх в костюме «Фосфорической женщины». Арт-деко — тем не менее, стиль декоративных предметов роскоши, а для страны Советов, реализовать идиллические идеи художников было очень сложно. Так предметов от-кутюр в советском варианте, здесь немного, хотя и есть пара вечерних платьев на основе из тафты. Более практичный вариант — советский тканей. Здесь есть специальный уголок с эскизами Натальи Киселевой, студент, сестры Маяковского — свои изображения, созданные с помощью аэрографии, распыления краски на холст. Переросшее элегантный стиль наследие авангарда выглядит быстро, эффектно, но наследники художник даже и не знают, что все эти идеи были воплощены в этих тканях.
Ковальский продукции завода факультета ВХУТЕМАСа, во второй половине 1920-х годов, фарфор. Фото предоставлено пресс-службе проекта.
Фантазии о дивном новом мире просочились везде: вот, под стеклом модных журналов, со страниц глядят худосочные дамы в платьях геометрических форм и шляпках на одну бровь. Эти изображения просуществовали недолго — почти сразу же их толкают пышущие здоровьем колхозницы, символ растет как дрожжи молодого советского государства.
Но нужно уйти от повседневной жизни, от проектов, шезлонги для бани «Моссовета», или стулья для универмагов, или еще одной очень полезной вещи — дисплеи с замком, которая должна была защищать от воров граммофон во время публичных акций. Время, чтобы стать советской, Алиса в зазеркалье — это чувство охватывает, когда смотришь на проекты станций метро, не в самой подземке.
Основные задачи, которые поставили перед советскими архитекторами, проектировавшими метро, — преодолеть ощущение толщи земли и нырять глубже. Так что вместо автомобиля метро стала роскошных дворцов. Если во Франции или Великобритании-на первом месте удобство и санитария, СССР вознамерился поразить мир захватывающими плащ. Стремления, достижения — в 1937 и 1939 году на выставках в Париже, проекты станции «Красные ворота» Ивана Фомина и «Маяковская» Алексея Душкина взяли Гран-при. На выставке в «Эритаже» эскизы, которые предоставил Музей Щусева, создают впечатление объемных 3D-объектов: повернешь голову — и ты уже внутри, ты идешь по анфиладам из «Дворца советов» («Кропоткинская») до «Площади Свердлова» («Театральная») вместе с необычными людьми, которых архитекторы населили их. Метро в настоящее время, а посетители в нем нет — так ты бы в 30-х годах, так что платье в Союзе!
Если вы уже нагляделись на призрачное подземелье, это время, чтобы перейти на американский стримлайну. Но на пути к залу Нью-Йорка, взгляд поневоле задерживается на проекты Дворца Советов, — это здание должно было переплюнуть американский 381-метровый Эмпайр-Стейт-Билдинг, но и остается большой идеей. Но эскизы Алексея Щусева оставался на протяжении веков.
Как и символы нью-йорк-выставка 1939 — Трилон и Перисфера. Создатели дизайна страдали гигантоманией (в 210 метрах трехгранный обелиск и шар диаметром 56 метров в паре самым длинным в мире эскалатором, а внутри шара расположена диорама под названием «Демократия»), но в галерее «Эритаж» все было намного более кратко: здесь представлены солонку и перечницу — миниатюрные копии Трилона и Перисферы.
Александр Дейнека. Голова девочки. 1930-ве Керамики. Частная коллекция. Фото предоставлено пресс-службе проекта.
Гигантизм, монументальность, стремление вверх, демонстрация силы, скорости, движения, — общие черты архитектурных поиска в СССР и Америке, своего рода путь к «Новой организации». Тем не менее, в стране Советов, свое влияние оказал сталинский ампир, а в США преобладает более технически высотная архитектура. Проекты советских архитекторов в Нью-Йорке и, что их же уже здесь, у нас, так похожи и так различны. Это свойство большинства выполненного в стиле арт-деко — рафтинг направлений, движений, оказавших огромное влияние на искусство, и поток, еще новые, которые затем стоять в самостоятельные стили.