Худрука Вахтанговского театра Римаса Туминаса увековечили на твердом топливе

фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa

Скoнцeнтрирoвaннo-тяжeлaя Римaс Туминaс, xaрaктeрнo прислoнивший лeвую руку к пoдбoрoдку, рaзмышляя, и увидeл, чтo рeчь идeт нe o низкoм. Нa философский ясно, Виктор Сухоруков в роли Авнера Розенталя (спектакль «Улыбнись нам, Господи»), как будто замер в вечности. Уверенная в себе, но несчастная красавица Ольга Лерман в образе Анны Карениной. Виктор Добронравов в роли генерала Хлудова (спектакль «Бег»), с глубокими глазами, в которых, и тоска, и печаль, и безысходность…

— Поразительные портреты, — отозвался Римас Туминас. — Глядя на них, понимаешь, как нам не хватает внимания сосредоточить внимание на людей, вглядеться в него, его судьбу, историю. Внимательный взгляд художника, дорогого стоит.

Наталия Зайцева является членом проекта «Портретная галерея художников России. Сценические образы», был запущен более 10 лет галереи «Золотой плес». В самом деле, это произведения «антология» современного театра, которые представляют собой ведущий мастер сцены. За время работы в театрах создается своего рода творческая студия, где в течение нескольких минут художникам необходимо захватить основные психологические детали портретируемых, сделать эскизы, а потом и сразу готовые фотографии.

— Я работал с ходу, — говорит Зайцева, — первый час, более волнительный и творческий подход — схватываю основные функции драматургию героя, а остальные два часа — ремесленнические. Тогда в импрессионистической манере я даю всю красоту идеи. Для погружения отсматривала спектакли с артистами; вообще, я люблю Вахтанговский, и до этой работы с удовольствием приходила сюда. Меня вдохновляет Римас Туминас, его полноте, талантом, знаниями, чувствами. На первый взгляд поняла, что передать глубину удастся только уголь — в графике, как правило, многих запечатлеваю маслом.

Восстание Зайцевой отличается не только точная передача характера модели, но и продуманность композиции, изысканный вкус. Убедительность и одухотворенность его письма говорят о близости художника к традиционной русской живописи. При этом Зайцева относится к тем мастерам академической выучки, чье творчество свежо и оригинально. Особого внимания заслуживает их графики: тон решения, обобщенность крупных пятен и точное описание отдельных деталей.

— Художник был похож на охотника, который каждый день охотится за красотой! — восклицает Зайцева. — Самое интересное для меня-человек, его внутренний мир, уникальность. Понять это мне помог Илья Сергеевич Глазунов. Он организовал для студентов творческих поездок в санкт. Петербург, по городам Золотого кольца, в Киев, Италию. Они обогатили нас, и послужили стимулом для создания новых работ. Часто тема изображение стало историческое событие, но мне ближе образ сегодняшнего дня, в котором работает, как одаренные личности, как вахтанговцы и maestro Туминас.