Тaким oбрaзoм, глaвa «музыкaльный тeaтр». Тeндeнции: из дeвяти нoминирoвaнныx спeктaклeй, всeгo лишь двa пaртитурaм, нaписaнный в XIX вeкe – «Фaуст» и «Мaнoн Лeскo», a пoслeдний — в сaмoм кoнцe вeкa. Три — «Сaлoмeя», «Билли Бaдд» и «Турaндoт» — oтнoсятся к признaнным шeдeврaм oпeры XX вeкa, двa – «Пaссaжиркa» и «Рoдинa элeктричeствa» — внoвь oткрытыe рaбoты сoвeтскиx кoмпoзитoрoв, a eщe двe – «Чaaдский» и Пeния — и вooбщe, кaк тoлькo нaписaнными тeкстaми, нынe здрaвствующиx oтeчeствeнныx aвтoрoв. И этo нe случaйнo: мы сeгoдня стaли свидeтeлями, a ктo-тo и aктивныe учaстники яростного отсечения культурные «хвост» прошлого века, которые сильно тянет обратно в то прекрасному и светлому, что в полной мере не соответствует сегодня мировоззрению распада, разрушения, смерти, всего иронии и неудержимого стеба, как некрасиво «позитивный».
Компания favorite. «Золотая Маска» может перейти в «Геликон» на «Турандот», потому что этот спектакль был лучшим в сезоне по всем показателям – и режиссерским (Дмитрий Бертман) и музыкальный (Владимир Федосеев). Можно даже предположить, что «Турандот» не обойти приз и получить его, скорее всего, Владимир Иванович Федосеев, который, «Турандот», как это было дико, стал дебют в качестве постановщика на российской оперной сцены.
«Маска» за лучший спектакль вполне может достаться «Пассажирке» Екатеринбургской оперы. Здесь будут и лук на адрес камбэка Моисея Вайнберга, и возможность поддержать не столичный театр, а спектакль на самом деле того стоит. Хорошие шансы на то, что «Билли Бадда» большого театра – постановки самого высокого уровня. Если перевесит чаша «Манон Леско», то это несправедливо, хотя Анна Нетребко, свою «Маску», конечно, получить. Потому что, если этого не произойдет, то будет смешно. А вот Юсифу Эйвазову в присуждении награды может помешать его недавний выход в «даму Пики», который не любил очень много.
Политика и идеология сегодня является для нас более важно, чем является кино и цирк во время Ленина. Поэтому, вне всякого сомнения, какой-то «Шаблон» достанутся творческой группе «Чаадского», во главе с Серебренниковым. Невозможно представить себе без наград и Пения – здесь слишком много политики, но более культурное. Забавная коллизия в композиторской номинации, где в компании с передовыми отрядами наших авангардистов каким-то немыслимым образом затесался Артем Васильев милый ребенок балета, известный по саундтрекам фильмов Николая Лебедева и Станислава Говорухина. Может получить награду только за то, что он пишет музыку для людей, а не иностранцев. Но жюри придется выбирать, если одну из следующих функций бригадным подрядом композиторов «Электротеатра», второй скучищей Маноцкова и работой Алексея Сюмака в Cantos. Мы бы предпочли, чтобы последний.
Мюзикл как жанр по-прежнему остается в сфере человеческих радостей. Две талантливый молодой режиссер Алексей Франдетти и Филипп Разенков в равной степени могут и должны получить признание за то, что с энергией и охотой развивают этот непосильный для российского театра жанре. Если жюри превзойти желание увидеть мюзикл, как степень музыкального театра, то большая вероятность того, что «Безымянной звезды» в Новосибирской Музкомедии. В то же время здесь и Новосибирск бы звучало – по крайней мере в виде оперетты. В конце концов, о том, чтобы увидеть среди номинантов Новосибирск опера, пока его возглавляет Владимир Кехман, было бы замечательно спектакли он не производит, немыслимо: в экспертной среде знают, что не только поддерживают гонимых и любимых, но и гнобить неугодных. А если у судьи возникает необходимость в дополнительных мотивациях, есть вероятность, что «Суинни Тода»: Таганку, критикуемую противника актуального искусства, поддержат, да и сама история о серийном убийце и пирожках с человечинкой гораздо созвучнее современном театре, чем какая-то любовь-морковь.
В области балета в узком маски прошли 7 концертов из Перми, Екатеринбурга, Питера и Москвы. И среди балетмейстеров Алексей Мирошниченко, Юрий Бурлака, Вячеслав Самодуров и Владимир Живут. «Темной лошадкой» остается последний его балет «Времена года», созданный для Мариинского на музыку Макса Рихтера на основании Антонио Вивальди. В Москве не показали, однако, учитывая то, что является лучшим хореографом в прошлом году признали это хореограф Мариинки Антон Пимонов для его «Скрипичный концерт № 2», а лучшей танцовщицей в этом балете стала прима театра Виктория Терешкина, шансов на это не театр в балете, в этом году немного. Примерно в таком же положении находится и прекрасный спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета «Снежная королева» в постановке Вячеслава Самодурова. Имейте в виду, что по количеству выдвижений и победа Самодуров — абсолютный рекордсмен «ДИ», и факторы, политкорректным руководством «Маски» никогда со счетов не сбрасываются.
Несильны позиции Большого театра 14-минутный мини-спектаклем Джером Роббинс «птичья Клетка», который в этом году минуло уже 67 лет. Спектакль этот не совсем устарела, но борьба его с недавно созданных работ будет все же тяжеловато. Что, впрочем, совсем не лишает шансов на победу Анастасию Сташкевич – прима-балерину Большого, выдвинутую, как «Лучшая танцовщица»для участия в «Клетке».
Тем не менее, главной интригой остается «Золушка» из Перми, которая стала сенсацией: количество общих и частных номинациях, в которых была выдвинута, рекордное — их восемь! Ли ей все это или придется делиться — вопрос. Алексей Мирошниченко (номинирован как лучший хореограф) действий балет на музыку Прокофьева перенес в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В Большом театре поставили балет «Золушка», где среди канонических персонажей здесь затанцевали Генсек ЦК КПСС Хрущев, министр культуры Фурцева и большой хореограф Григорович.
Если решение жюри не вмешиваться политические мотивы, которые часто сопровождают процесс принятия решений в таких конкурсах, то фаворитом в балете, это вполне очевидный — «Золушка» превосходит своих конкурентов. Кроме производства вполне достойными получения «маски» и артисты Инна Билаш (Вера Надеждина) и Никита Четвериков (Франсуа Ренар).
Труднее всего делать ставки в современном танце, где за победу бороться 7 кандидатов, представивших интересные работы. Среди самых ярких спектаклей — память Memoriae Константина Матулевского и Софьи Гайдуковой; балет –медитация, и в то же время и мысли о судьбе татарской письменности «Зов начала» (хореограф Марселя Нуриева, режиссера Туфана Имамутдинова и танцовщика Нурбека Батулла); косы, тел в чистых белых одеждах, напоминающих переливы ткани в балете «Шелк» итальянца Риккардо Бускарини и челябинского Театра современного танца. Как и остросоциальный «Imago-ловушка» Татьяны Багановой «Провинциальные танцы». Кому-то из них отдать предпочтение жюри трудно сказать.
Мы идем в драме большой и малый. Это были громоздкие номинации, в которой 14 выступлений больших и 15 малых форм. В первой состязаются в основном театральные «боги», такие, как Лев Додин и Анатолий Васильев, а второй-на Олимп утверждают, что еще и молодая продвинутая поросль.
Чрезмерно завышенные список режиссеров, претендующих на награды. Их – 29, в том числе Юрия Бутусова, который, между прочим, борется еще и с самим собой: «Дядя Ваня» в Театре им. Ленсовета против «Барабаны в ночи» в Московском театре им. А. С. Пушкина. Как здесь не пожалеть жюри, которое состоит из слишком разных по своим эстетическим веры людей. Но им вместе придется в море, чтобы поймать золотую рыбку. Не факт, что победителями будут те, кто действительно это заслуживает, как бывает в таких случаях.
Некоторые из самых больших звезд не всегда представлены своими лучшими работами, но, кто хочет, чтобы их обидеть. Как игнорировать, например, Льва Додина, около спектакля которого «Страх. Любовь. Отчаяние» в МДТ—Театр Европы сосредоточено так много взаимоисключающей энергии, противоречивые оценки. Но есть еще один «тяжеловес» — Анатолий Васильев с уникальным спектаклем «Старик и море». А что будет с внушительным списком режиссеров из разных городов в стране? Кандидатов тьма, причем, настолько разные уровни, что я хочу вызвать специалистов умерить свой пыл и быть осмотрительными при выборе. Следует, однако, держать в руках, быть более или менее вменяемым круг кандидатов, и не включает в себя все.
А вот список из четырех кандидатов из драматургов приносит очень печальный исход театральной реальности. Кроме того, в том числе претендентов на победу есть авторы, чьи пьесы, хотя на вопросы дня, что, конечно, хорошо, но абсолютно лишенные какой-либо художественной.
44% нынешних кандидатов на «Золотую маску» приходится на регионы, по данным самих организаторов. Географические масштабы впечатляют, но уровень представленных работ — не всегда. Живых выступлений не так много, а с мертвыми дело обстоит гораздо лучше.
Судя по настроению в театральных кругах, лидеры в области малой формы, оказались «Лондон» Новокузнецкого драмтеатра, «Магазин» из Альметьевска, «Чук и Гек» из Александринки. Хотя некоторые избранные опоздал со своим рождением лет на десять.