Лeoнид Пaрфeнoв нa пoкaз фильмa «Смeрть Стaлинa». Фoтo: Юрий Фeклистoв.
Дaтa в прoкaтнoм удoстoвeрeнии стaли укaзывaть три гoдa нaзaд, тaким oбрaзoм, oткрывaeт ящик Пaндoры. Чтo вooбщe прoизoшлo в гoлoвax людeй, oчнувшиxся пoслe нoвoгoдниx прaздникoв, eсли oни рeшили зaпрeтить фильм, зaрaнee знaя, чтo oн дaвнo купил в oднoй из нaшиx кoмпaний. Oб этoм стaлo известно еще в сентябре, сразу после премьеры «Смерти Сталина» на крупнейшем кинофестивале в Торонто. Почему они не просили, не глядя ему в срок? Является ли тогда-то в фильме изменили и его перемонтировали? «МК» одним из первых написал о «Смерти Сталина» после показа фильма на одном из европейских кинофестивалей класса «А» в Таллинне. Кстати, изображение будет автоматически закрыт в начале февраля и один из самых значительных фестивалей авторского и экспериментального кино в Роттердаме.
А что в день премьеры у нас? Один из самых уважаемых наших киноведов Елена Стишова говорила о том, как она посетила 25. января, после того, как заранее купили билет. По словам Елены Михайловны, она до последнего не верила, что показ будет проходить, ходила с кем-то беспокойство по поводу того, не будут ли его в штыки. Но все было тихо: «Нет ни толпы, ни суеты. Много людей в возрасте. Некоторые корреспонденты с камерами были заданы вопросы, в том числе и меня, не обидят ли мои патриотические чувства этой картиной. Я ожидала увидеть минуту поделку, но оказалось, что это динамичный, хорошо смонтированный образ. Совершенно очевидно, что сценарист и режиссер внимательно все рассматривает, в том числе и апокрифы, знают русский фильм. Как элегантно они ответили на цитату из фильма «Хрусталев, машину!» Алексея Германа-старшего. Помните, как Берия в окно, орет: «Хрусталев!». Для людей моего поколения, не было ничего нового в «Смерти Сталина»,№. Что в ней нет и никаких претензий на историческую правду, не портретного грима, и это сделано преднамеренно. Конечно, отмечают в «Смерть Сталина» не сыскала, если не запрет к показу. А кино это достойный похвалы. Он доказал, что костлявая рука Минкульта не везде может добраться. Собственную репутацию авангардного кино его руководителей оказалось дороже, нужно платить штраф, который, говорят, что им теперь угрожает».
Наш коллега, который был на показе на следующий после премьеры день, и тоже по заранее купленному e-mail билет, решил позвонить в кинотеатр и уточнить, будет ли обсуждение «запрещенного» фильма. Его заверили, что все будет. Зал по-прежнему был полон, и все они тихо и спокойно. Билеты проданы до конца месяца. У кассы дежурили два милиционера, был наблюдателем в лице двух человек в форме, у входа в кинотеатр. В день его рождения, 26. января, он пришел на показ телеведущий Леонид Парфенов. «Смерть Сталина» ему понравилась, посмотрел ее с удовольствием. Кто-то из зрителей сложилось в день премьеры ощущение, что они привели в зал, «подсадных уток», как дамы в шубе, громко, осуждавшей изображение с камеры. Тем не менее, это может быть и, откровенно говоря, впечатление. Все люди разные, с разным опытом, и со вкусом.
Что будет на этот раз с непокорными? Вопрос, на который нет однозначного ответа. Это новое, странное, потому что никогда еще не отзывалось прокатное разрешение от фильма. Возникает и еще один конкретный вопрос: что, на самом деле, что официального отзыва прокатного удостоверения? Где это указано? Уведомление об ограничениях, прежде всего, должно быть направлено по почте. Но в один прекрасный день здесь не развернуться. В общем, никто не понимает, что происходит. Другое дело, в инструкции, которые следуют за этим, еще будут наши «мастера, вокруг культуры».