фoтo: Вaлeрий Мясникoв
Пьeсa этa, пoтeрпeвшaя фиaскo нa прeмьeрe в 1868 гoду, пoслe этoгo с успexoм шлa нa пoдмoсткax цaрскoй, a зaтeм и Рoссии. Нe былo тaкoгo тeaтрa, кoтoрый бы нe дeржaл в aфишe «Гoрячeгo сeрдцa». Нo этo тo, чтo нeвeрoятнo для сoвeтскoгo зритeля, в oтличиe oт нынeшнeгo мнoгo в дрaмe дрaмaтургa былo oчeнь услoвнo. И в сaмoм дeлe, чтo oн мoг знaть o странных причудах и очень богатых людей, когда в общем-то равенстве? Но, в лице их изображения художников, ярко и колоритно, за что получил награды.
Что вы теперь — герои Островского знакомы до боли, узнаваемые, они-герои модных журналов, тв-шоу, криминальные хроники. Только имена у них не так экзотичны, как драматурга. Нет уже Тарах Тарасыча, Серапион Мардарьича, Павлин Павлиныча, но их, кажется, живет. Вот Серапион, как градоначальник, берет взятки. Павлин, как и именитый купец, при его тиранит. Ну Тарах… ну Тарах — тот вообще красавец: исполнитель от лишних банкнот не знает, каким еще образом заглушить свою мучительную тоску. Вот и куражится над бедными. Но в этом мире есть и чистой природы — с теплым сердцем и головой, отчаянно Параша, дочь купца Курослепова, так нежно, душа Гаврило, работает в магазине ее папаши. Так что чистое чувство, нереально трепетная любовь, с одной стороны, и продажность, цинизм, с другой. От того, как это предохранители на сцене режиссер, зависит успех спектакля. Судя по постановкам последних лет, не все это удавалось.
фото: Валерий Мясников
В роли Параши —Мария Бердинских.
Александр Коручеков, спектакли, которые до сих пор находятся на разных малой сцены Вахтанговского («Питер пэн» и «Бедность не порок»), впервые вышел на большую часть. И устроил площадной театр, с намерением уйти от традиционного театра. В своих намерениях он свел фарс, гротеск, драматизм, абсурд, реальное с нереальным. Наивный театр в сочетании с психологическими. Дом знатного купца Курослепова художника Максима Обрезкова без окон, без дверей и отмечены горизонтальных и вертикальных балок, соединенных между собой лестницы.
Здесь всплывает подводная лодка и оставляет гусеничная машина типа танк, производства огненный выстрел. Произносятся прочувствованные монологи и, как в старом театре, герои подают реплики «в сторону», объясняя зрителю действия свои и других людей: «я Иду, я буду сидеть», «Идти». И все это, озвученное музыкой Петра Налича, странным образом получает, пазл складывается в картину странной реальности — не времена Александра Николаевича Островского, а сегодня, курорты всякими там Тарах Тарасычами Хлыновыми с Серапионами Мордарьичами Градобоевыми. И, что самое главное, трудный выбор, перед которым резко поставить бывшие советские и новые российские граждане: жить по совести, но трудно, или все-таки ну ее, эту совесть, вместе с достоинством, но легко и красиво. Месседж срочно и читается однозначно.
фото: Валерий Мясников
Спектакль мы Коручекова был театральный, с яркими актерскими работами — колоритнейшие гражданин (Евгений Князев) и подрядчик Хлынов (Сергей Маковецкий), купчина Курослепов (Евгений Косырев), приказчик в доме, Наркис (Виталий Семеновс), Матрена Харитовна (Ольга Тумайкина, Анна Антонова), консьерж Силана (Анатолий Меньщиков), мещанин (Олег Лопухов). Да еще четверка на крыльях, единая во всех лицах: рабочие у Курослепова, солдат, от городничего и бандитов у Хлынова (Павел Юдин, Евгений Пилюгин, Денис Самойлов, Василий Цыганцов). От героя Маковецкого, выплывшего из удерживайте на своей субмарине, глаза, равнодушные, почти мертвые — деньги есть, а поставить некуда. Даже этому болвану городничему не имеют, куда их засовывать. Последний шанс развлечься — изменение банды грабителей и выход на большую дорогу, где бродят теплым сердцем, с нежной душой. Надо сказать, что после впечатляющих разбойничьей сцены в лесу автор как-то оставил Хлынова в покое, и Сергей Маковецкий перед закрытыми шторами дает мастер-класс, как прекрасно держать паузу: небрежно наливает в бокал пенистый шампанского, затягивается сигареткой и, равнодушно глядя в зал. В руке был череп (бедного Йорика?): «На эту роль Хлынова закончена», — без обиняков говорит он зрителей и под бурные аплодисменты покидает сцену.
Очень хорошие работы у Марии Бердинских, Василия Симонова и Юрия Цокурова, хотя играть драму, рядом с острой комедией, и даже в исполнении великих мастеров, не легко. Особенно Симонову, герой, который бедный, скромный, с трепетной душой — таких девушки не любят. Судя по аплодисментам в его адрес — любят и еще как.