Мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна потерял свое жизненное пространство

Мeмoриaльный кaбинeт нa Смoлeнскoй. Фoтo: aрxив » Мeмoриaл кaбинeтa

В oргaнизaции нaучнo-мeмoриaльный кaбинeт был прaвлeния Сoюзa кинeмaтoгрaфистoв СССР пoслe смерти вдова, режиссер Перы Аташевой. Она завещала стране, все унаследовал ее имущество. Мемориальный кабинет был в своей двухкомнатной квартире на Смоленской улице, дом 10, с сентября 1965 года. Богатый архив рукописей, фотографий, чертежей и документов был передан в Центральный госархив литературы и искусства. А библиотека Эйзенштейна, пять тысяч изданий на пяти языках с автографом великого режиссера, его вещи хранятся на Смоленской.

Европейская киноакадемия в 2015 году присвоила кабинету на Смоленской статус «сокровища европейских фильмов» вместе с домами братьев Люмьер в Лионе, Ингмара Бергмана на острове Фаре, Тонино Гуэрры в Пенабилли, Потемкинской лестницей в Одессе. Выдающиеся режиссеры от Джармена до Гринуэя, прибывающих в Москву, конечно, на Смоленскую. Но, в то время как культурный мир молится на Эйзенштейна, постоянно организовывая его ретроспективы, изучая покадрово «Броненосец «Потемкин» и «Ивана Грозного», места, связанные с киногением, искореняются. Мосфильмовский дом на Потылихе, где он жил с 1935 до 1948 года, разрушена в 1950‑h. Коммуналку, на Чистопрудном бульваре, где эйзенштейн жил в 1920‑е года, продан коммерческие банки. Ходатайство комиссии по наследию Эйзенштейна на ее размещение и строительство там музея не удалось. Другие Смоленка, входившая в состав государственного музея фильма 1989 года. года.

Теперь экспонаты будут размещены в небольшом помещении. Положите их в полном объеме не удастся. Никита Михалков все не может выйти из состояния войны. Любое упоминание о разоренном им Музея кино во главе с Наумом Клейманом вызывает раздражение. На недавнем съезде кинематографистов он снова подверг критике зарубежных режиссеров, в мировых фестивалях, вручающие Клейману награды. А затем он предложил ему переехать с музеем, на киностудию Горького, но Клейману, видите ли, был далеко. Сергею Герасимову и второго мастера было недалеко ездить movie maker, а Клейману далеко. Теперь сослан, а эйзенштейн там, где трудно обживается новый музей кино, оторванный от культурного контекста.