Дaвид Бурлюк. Г-жa Бурлюк в свoeм сaду. 1940-e. Фoтo: AГН «Мoсквa».
Срeди пoлитичeскoй и пoвсeднeвнoй св, дурaцкиe дeпутaтoк, aкции прoтeстa и мaрши — eсть чeм сeрдцу успoкoиться: гeниaльныe кaртины, книги, музыкa. Срeди житeйскoгo бoг eсть твeрдaя пoчвa. С этoй мыслью вы приxoдитe в музeй русскoгo импрeссиoнизмa нaслaдиться зaмeчaтeльными жeнскими пoртрeтaми Врубeля, Кoнчaлoвскoгo, Кустoдиeвa, Рeпинa, Сeрoвa, Фaлькa…
A ты с пoрoгa (дo пoкaзa экспoзиции) oснoвaтeль музeя бизнeсмeн Бoрис Минц oбъясняeт, пoчeму oни сдeлaли эту выстaвку: oнa, пo-видимoму, как сериалы, которые смотрят на вас, что подглядывать в чужие спальни.
И тут становится ясно: в эпоху извращенных представлений о приличиях, если это так накрывает, то по максимуму, и не все музеи, к сожалению, — исключение.
Из заявления организаторов выставки, а что нужно, что про художников важно знать интимные подробности его жизни, чем творчество. Получается, что важно не хозяин, а его семейная жизнь? У настоящего ценителя живописи это интерес не вызывает. Он смотрит на картинки, а не гражданского состояния.
Полезно вспомнить даосскую легенду, объясняя случай из интимной жизни китайского императора. Старик, выбиравший для него лошадей, он решил, что выйти в мир и вместо того, что предложил торговца хворостом, говоря: «Он не хуже меня разбирается в лошадях». Через некоторое время император послал за стариком и сказал: «Ты рекомендовал мне какой-то дурак. Он сообщил, что нашел для меня гнедую кобылу, а когда лошадь доставили, оказалось, что это вороной жеребец. Ваш протеже даже цвет не могу правильно назвать». Старик воскликнул: «Я не мог даже представить себе, без высот достиг твой слуга. Открытый для него это не имеет значения. Он смотрит в суть вещей, увидеть то, что важно, и не видит то, что не важно». Когда привели коня, оказалось, что ему нет равных.
Но для господина Минц важно, в каких отношениях с художниками, состоял их модели. Это не без удовольствия, перечисленные варианты: жена, любовница, подруга, муза… Но разве это как-то влияет на импульс, работа, на композицию, цвет…?
Художник, известный талант, разумом, душой; произведениями а не похождениями. Даже в жестком спорте, удары были запрещены. А с умершими делать, что хочешь.
Вас интересует Судейкин-художник? Тогда зачем вам знать о его возлюбленной, о любовники его женщин, на которых он намекнул, организаторы выставки, в частности, в заявлении. «На выставке был представлен примечательная работа художника — «Моя жизнь», где были две его жены, ее любовник, а, возможно, и несколько возлюбленных первой супруги».
Если вас интересует интимная жизнь человека, о котором вы знать не знаете? Тогда при чем тут русская живопись?
Она, слава богу, отдельно, хотя его и пытаются обернуть в разносортные истории, извлеченные из дневника переписок, воспоминаний — аудиогид, каталог, заметки, аудио в дополнение к фотографии. Вот стали напротив портрет Святого Шухаева, запечатлевшего Веру Шухаеву, или портрет Ольги Кончаловской, начать проникаться мощный краска, а на вас сверху (колонка висит над картинками) залить суетные комментарии личного характера (воспоминания портретируемых). Это сорт винограда, прерывая контакт с художниками и их работами, и они из частной коллекции — возможно, обычных зрителей больше, и вы не сможете их увидеть. И, как тревожные звуковые комментарии звучат просто картина, из коллекции банкира Петра Берегу; возможно, он решил весело провести время, а может быть, и организаторов выставки, они хотели таким образом сделать ему приятное.
Часто письма художников и их жен потрясающе интересные. Там чрезвычайно много о русской и мировой живописи, о жизни городской и сельской, о воспитании, о религии, нравах — обо всем в мире. Но что самое интересное, с точки зрения организаторов выставки? Приходите и слушайте.
Можно утверждать, что это все взято из открытых источников, из опубликованных писем… Известный литературный критик Петр Виленкин на этот случай, заметил: «Письма, за немногими исключениями, реже входят в разработанный автором для будущих публикаций, и в этом их различие не только из различных статей, заметок, но даже и от иных дневников. Буквы становятся наследия, но они не должны заранее быть так. В них всегда слишком много «лишнего» по отношению к самой концепции наследия, и, прежде всего, с точки зрения самого художника. Обилие сугубо личное, интимное, случайно, особенно бытовой или просто во всех отношениях малозначительного, словом, любые творческие нейтрального материала в публикуемом собрании писаний может только отдалить от нас творческую личность их автора, вместо того, чтобы нам его приблизить (или, лучше сказать, что нам к ней приблизиться); может помешать нам услышать в них то, что он имеет сказать нам еще и теперь».
Описать танец Нуреева — очень трудно, а сказать о его гомосексуальности — не ум, не нужно ни вдохновения, ни приличия соблюдать. Жаль, он ушел, а его танец-это сейчас, на мой взгляд, только на видео. Большие художники исчезли, а их шедевры были доступны в оригинале. В музее русского импрессионизма действительно собраны шедевры. Идите, посмотрите на прекрасные работы и никого не слушают.