Кaдр из фильмa «Дoвлaтoв».
Нa звeзднoй трaссe exaл в кoляскe, oдин из нeпрoфeссиoнaльныx aктeрoв, снимaвшийся нa рисункe. Oн нe мoжeт сaмoстoятeльнo пeрeдвигaться, нa лицe пoстoяннaя улыбкa, пoтoму чтo рoт нe зaкрывaeтся. Oн, кaк и другиe aктeры, с тaкими функциями зaнимaeтся нa экрaнe сeксoм с тoлстушкoй. A зритeли вмeстe с глaвнoй гeрoинeй — дaмa зa 50 смoтрeть шoкирующиe любoвью. Дама и сама с травмой. Она боится собственного тела, пытается как-то справиться с помощью специалистов, с их тягой к бесконтактному сексу. В конце концов, он будет иметь свободу. Но по какой цене.
На нынешнем Берлинале много говорили о теле, часто забывают о душе. Но фильмы, рассказавшие о том, что они испытывают от создателей. Приз ФИПРЕССИ в программе «Форум» награжден дебют китайская картина «Слон сидит спокойно». Ее режиссер – 29-летний Ху Бо – уже не существует в мире. Он не дожил до премьеры. В конце 2017 года его нашли повешенным на лестничной площадке. Он окончил Пекинской киношколы и стал настоящим открытием Берлинале. И слишком сложный человек, а может быть, просто слабый.
Актуальные изображения не прошли через сито жюри, в том числе и норвежский фильм «Утейя. 22 июля» Эрика Поппе о трагедии, унесшей десятки жизней в воле брейвика. На Берлинале любят зажигать звезды, награда самых непредсказуемых персонажей, о которых иногда и через год никто и не помнит. Председатель жюри немецкий режиссер Том Тыквер в этом смысле пробовал. Сюрпризов не было конца. Не зря ведущие церемонии расспрашивала его в самом начале о возможных неожиданностях. Одна из них — «Серебряный медведь» за художественные достижения (так здесь называют художественных достижений, в том числе и работа оператора, композитора, художника) в фильме «Довлатов» Алексея Германа-младшего и, в частности, – художник-постановщику и художнику по костюмам, жена режиссера Елены Окопной.
фото: Светлана Хохрякова
Елена Окопная.
За лучшую режиссуру наградили отсутствовавшего на церемонии Уэс Андерсон, чья анимация рисунок «Остров собак» (Великобритания-Германия) открыл Берлинале. Никогда прежде анимационный фильм на предоставление началом фестиваля. Премию Андерсена получил актер Билл Мюррей, озвучиввший вместе с другими звездами первой величины, одной из собак. Взяв в руки «Серебряных медведей» Мюррей пошутил относительно того, что медведем награждают для собак. Вечером он продемонстрировал отличное чувство юмора, сохраняя при этом серьезность. На самом деле с Мюррей и началась церемония награждения. Ведущий повернулся к нему, сидящему в зале, с расспросами о том, курит ли. И неудержимо-невозмутимый Билл поднялся на сцену. Интересно, что позади него сидела Елена Окопная, которая через несколько минут получил «Серебряных медведей», что стало полной неожиданностью для всех, в том числе и группу, и саму Елену.
Уже со статуэткой «Медведь» в руках, Елена отвечала на вопросы журналистов: «Эта история была проблемой для нас. Мало сохранилось, даже фотографий из этого времени. Мы с уважением к нему относились. В августе 2015 года. году начал работать на его образ, почти полгода посвятили создании среды. Все сделал с нуля, вплоть до кариатид. Важно поймать парадокс. Персонаж играет на пианино, а рядом бутылки, в которых консервирует овощи».
Въедливый журналист из Германии расспрашивал: «Какой приз вы хотите выиграть? Что бы правильно дать свою фотографию?»
Елена смущенно ответила: «Трудно говорить о том, что уже произошло. Мне кажется, что доля фарта всегда присутствует. Свою роль играет попадание в нужное время в нужное место. Об этом лучше всего могут сказать режиссер Алексей Герман».
Елена самоотверженно воссоздавала советской эпохи, руководила сбор вещей той поры, хорошо питерцы их носили и носят. Поскольку бюджет скромный, победили страсть и одержимость. Алексей Герман сказал, что если не Елена, то ничего бы не было. У нее был план, коммунальные квартиры. Елена знала, в какой комнате, кто из персонажей живет. В общем, работал, как управдом.
Предыдущий фильм Алексея Германа «Под электрическими облаками» получила на Берлинале приз за художественные достижения, но потом «Серебряный медведь» получил от оператора.
Награды за актерские работы получили молодой французский актер Антонио Бажон, сыгравший в «Молитве», и с актрисой из Парагвая Анны Браун, исполнившую роль художника в «Наследницах». Она действительно очень живая и непосредственная, с бездонными аквамариновыми глазами, и очень деликатно было показано, что такое женская любовь и дружба. Героини фильма живут, как люди, жена. Мужчинам в их мире нет места. Директор «Наследниц» Марсело Мартинесс отмечен призом имени Альфреда Бауэра -.основатель Берлинале. Дает приз за перспективы и инновации. Мы действительно видели совсем неизвестные нам кино неизвестного в самом деле страны. За Лучший сценарий», так же неожиданно, отметил мексиканский «Музей». Написал дуэт Мануэль Alcala и Руиса Алонсо Палашиоса. Герои фильма, чтобы похитить сокровища из музея. Один из них в исполнении Гаэля Гарсия Берналя, как бы унаследовал роль советского «старики-разбойники» Эльдара Рязанова, где пенсионеры, Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева дело примерно то же самое, и, не менее доморощенным способом.
фото: Светлана Хохрякова
Два «Медведя» в «Наследниц». Режиссер Марсело Мартинесс и его актриса Энн Браун.
Гран-при жюри получила польская картина «Лицо» Малгожаты Шумовской, в которой уже есть «Серебряный медведь» за фильм «Тело». Ее новая лента рассказывает о человеке, лишившимся лица. Он пострадал при строительстве великих памятников в заштатном польском городишке. Важно, чтобы новый Иусус превзошел размерами статуя в Рио-де-Жанейро. Как после случившегося жить, даже когда любимая подруга решила бросить своего недавнего любовника. Изображения, записанного в качестве метафоры современной Польши с их чрезмерным погружением в религию, страхами и предрассудками, желанием противостоять современной Европе. Актеру «без лица», а это муж, режиссер, ежедневно накладывали грим по четыре-пять часов, чтобы в итоге его подвижности. В какой-то момент авторы фильма перебрали с уродливой, сведя все к безвкусице.
В конкурсе приняли участие три интересных немецких изображения, два из них прочили главный приз. Но Тыквер сделал вид, что прогресса немецкий фильм нет. Как это в нашем. Советские режиссеры когда-то был известен тем, что был показан на международных фестивалях, против присуждения награды своих соотечественников.
На красной ковровой дорожке Берлинале прошла незнакомка. На груди было написано: «Я должен был остаться дома». На голове – что-то как пакет с портретом Кирилл Серебренников, которому в очередной раз продлен домашним арестом. Его фильм «Лето» о Викторе Цое представлен на берлинском кинорынке.