Юлия Киeвскa в фильмe «Нинa».
Нa вxoдe в фeстивaльный цeнтр сидит мужчинa 35-40 лeт. Oн дeржит в рукax нaдпись: «Пoсмoтритe, мoй 13-минутный фильм и пoмoщь в сбoрe срeдств нa слeдующий». Нa сoсeднeм стулe — нoутбук с нaушникaми. Вы мoжeтe смoтрeть фильмы прямo нa улицe и финaнсoвo eгo пoддeржaть, eсли кaртинa нрaвится. Вo всeм мирe нaйти дeньги для дeбютa, дaжe нa сaмую скрoмную кoрoткoмeтрaжную кaртину, труднo. Никтo нe ждeт нaчинaющeгo кинeмaтoгрaфистa с рaспрoстeртыми объятиями. Вот и приходится собирать милостыню, с миру по нитке.
Хорошо, если посвященный родственники, друзья, однокурсники, готов работать бесплатно, за идею, на благо любимого человека. Каждый год на фестивале должны слушать душераздирающие истории, как вопреки обстоятельствам снят фильм. В Роттердаме можно увидеть самые экзотические кинематографии, скажем, доминиканская, и всегда в большом количестве есть фильмы с Филиппин, из Бразилии, является то, что у нас никогда не видели.
В предыдущие годы, фонд Хуберта Балса работает в тесной связке с фестиваля, оказывает поддержку наших молодых режиссера, как Алексею Герману-младшему и Илье Хржановскому. Но тогда его администрация установила, что русский фильм, падать в ноги и имел достаточно возможностей для поддержки начинающих режиссеров, она перестала быть предметом заботы и опеки.
При этом ситуация не так радужно. В то время как у нас важнейшим из искусств является коммерческий фильм, который должен сам платить, а не жить на счет государственного бюджета, арт-директора не могут завершить свои изображения, но при этом часто и не ищет господдержкой, не рассчитывайте на нее. Один из членов нынешнего Роттердама, Алексей Федорченко, каким-то чудом удалось показать вне конкурса свой новый фильм «Война Анны». Незадолго до мировой премьеры в Голландии, ему пришлось обратиться к потенциальным зрителям с просьбой о помощи. На улице с шапкой, конечно, не сидит, а что хуже, его коллега, пытался найти деньги через Интернет. В итоге не собрал и четверти необходимого. Но фильм тем не менее закончил. Как и в каком шиши — лучше не спрашивать. Возможно, группа, все в долгах, как в шелках.
Короткий конкурс в самом начале фестиваля. В нем участвовала российская картина «Восемь картинок из жизни Насти Соколовой» Алины Котовой и Владлены Санду о выпускнице журфака, что в поисках работы — древнейшей профессии, коей является журналистика с проституцией. По иронии судьбы героиня оказывается дома, правда, на административной работе. Фильм призов не получил, но сам факт участия в конкурсе является впечатляющим. К сожалению, даже в небольшом фильме у нас мало кто экспериментирует, участвовали в поисках нового киноязыка, потому что наши фильмы так редко приглашают в конкурсные программы экспериментального фестиваля.
В Роттердаме показали великолепный греческий фильм «Ущерб» Бабиса Макридиса, сценарий, который написал известный сценарист Эфтимисом Филиппоу (за его плечами — «Клык» и «Лобстер» Йоргоса Лантимоса, прогремевшие в Каннах). Главный герой — благополучный адвокат, — напоминает человека в футляре. Все его жалеют, потому, что его жена в коме после аварии. Соседка каждое утро приносит апельсиновый торт. В химчистке, куда он идет, не передать костюм, а вторая часть жалости, его окружают повышенным вниманием. Все это в один прекрасный день кончится, как только женщина выйдет из комы. Но герой будет по инерции идти в ее дом, где находится в настоящее время неизвестный мужчина, и смотреть на его безжизненное тело, поцелуй в губы, как родного. Выход скрытых эмоций нет, а жаль, как лекарство. Когда она иссякнет, герой прольет кровь родных и близких, как в древнегреческой трагедии. Многие видели в этом фильме аллегорию Греции — слабое звено современной Европы, на неприятности, которые теперь мало кто испытывает симпатию. И в каждом греке глубоко спрятан Зевс или Афродита, жители современной Греции чувствуют себя частью мифа.
Еще одна сильная и психологически тонкая картина без конкуренции программа вызвала исключительный интерес: «Нина» польского режиссера Ольга Чайдас. Она о молодой учительнице, безуспешно пытавшейся стать матерью и, наконец, познавшей прелести лесбийской любви. Поражает то, что в Польше гордятся этим «опасным» изображением, а сыграл главную роль, Юлия Киевска, известный в киномире в фильме «Соединенные штаты любви», стала там ультрапопулярной. Она действительно очень яркая, смелая и глубокая актриса. В ноябре Джулия вошла в состав жюри на фестивале российского кино «Спутник над Польшей». В лице его как гордость нации. Показ «Nina», безусловно, будет у нас не возможна из-за активизировавшихся блюстителей морали. Если бы кто-то из российских режиссеров, рискнул снять фильм на подобную тему, но его бы камнями.