Назначен новый худрук МХТ вместо Табакова: что о нем знает

Сeргeй Жeнoвaч. Фoтo: сaйт «Студии тeaтрaльнoгo исусствa»

Xудрук Aлeксaндринскoгo тeaтрa Вaлeрий Фoкин: Нe буду скрывaть, чтo мнe тoжe пoлучил прeдлoжeниe. Я oткaзaлся, нa этo у мeня eсть мнoгo рaзныx причин. Нo прoйти eщe рaз oпыт Aлeксaндринскoгo тeaтрa я нe xoчу. Нo при этoм я чeткo пoнял, чтo в МXТ дoлжeн прийти рeжиссeр. Я пoлнoсть пoддeрживaю кaндидaтуру Жeнoвaчa. Ему не будет легко, потому что, до таких амбиций от актеров не было. Так будет трудностей, прежде всего психологических. Все сложно, но преодолимо. Другого пути нет.

Борис Любимов, ректор Щепкинского школы: Сергей есть блестящая идея управления. Он понимает, из-за чего МХТ затевался 120 лет назад. И очень важно при этом, чтобы он не умер его Студии.

Худрук Малого драматического театра Лев Додин: если Сергей Васильевич готов совершить этот подвиг, это прекрасная идея. Да, когда это был театр Станиславского, но он есть и остается для нас, как МХАТ. Здесь сюрпризов может быть много — и внутри и снаружи. Но, тем не менее, театр начинается с режиссера, и важно, что Сергей Васильевич — директор правильный.Я надеюсь, что это будет длиться тандем Женовач — Боровский.

Но, возвращаясь к вопросу рисков, я хочу сказать, что мы должны быть готовы к тому, что не сразу все будет получить. Товстоногов, когда он пришел в БДТ, он предупредил труппу: «Я не съедобен». Надо понимать, что с приходом нового худрука постепенно меняется репертуар, актерский состав, даже в кассе и на это вы должны быть готовы. Женовачу нужна сильная поддержка. Эта поддержка очень важна. И вот еще я что хочу предупредить при заключении контракта с худруком, в Министерстве обещают все, а потом приходит иное. Я попросил, это дать некоторое время, худруку автократические права, избавил от материальной ответственности.

Председатель Союза театральных деятелей российской федерации Александр Калягин: Я пришел в МХТ в 70-е года с Олегом Ефремовым. Это было трудное время, что повлияло на его благополучие. Недовольных много с его приходом. И теперь я понял, что МХТ — это не театр, это идея. Очень много зависит от того, какая административная единица будет рядом. На это следует обратить внимание. Если Женовач будет настаивать на приезд с ним каких-то людей, мы должны принимать. Бог ему удачи. Я уверен, что мы все должны ему помочь.

Художественный руководитель театра им. Евгения Вахтангова Римас Туминас: Женовач людей любит, а это главное для Художественгого театра.

Художественный руководитель театра им. А. с. пушкина Евгений Писарев: когда Олег Павловиче театр сильно разросся. И здесь важно понять, что новому худруку прийти один, без вашей команды не может. Если министерство сделало такой выбор , он должен это понимать.

***

Таким образом, в театр дом в камергерском переулке вступит новый глава. Что о нем знает? Вот краткая биография ему 60 лет, в 1979 -м окончил режиссерский факультет Краснодарского института культуры. Руководил Краснодарским молодежным любительским театром, который под его началом быстро стал популярным. Позже он учился в Москве, на режиссерском факультете ГИТИСа у Петра Наумовича Фоменко. Работал в театре-студии «Человек», в театре на Малой Бронной, откуда он с группой единомышленников покинул после конфликта с директором и частью труппы, которая не приняла талантливый режиссер. На основе одного из своих курсов в ГИТИСе основал Студия театрального искусства (СТИ), которая сначала была частная (ее финансировал бизнесмен Гордеев). Но в прошлом году из-за текущей неблагоприятной экономической ситуацией, из частного стал федеральным, перейдя под крыло Минкульта. И, таким образом, театр Женовача был спасен.

Его STI считается одним из лучших в Москве: репертуарной политике, по традиции ансамблевого театра. Имел репутацию культурные, интересные команды, где идет образованной молодежи.

Читайте материал: «Кто на место Табакова: все кандидаты в худруки МХТ»

Из личных качеств Женовача — порядочность, патологическая скромность не является абсолютным общественности. Мастер создания новостей о себе любимой. Важная особенность — он не модный. Он — дельный.

Есть один опыт с МХТ: в 2004 году Олег Павлович Табаков пригласил Сергея Женовача на постановку «Белой гвардии». В другом академическом театре — в Маленьком — Женовача идут три пьесы («Горе от ума», «Правда хорошо, а счастье лучше» и «мнимый больной»), последний отмечен «Золотая маска» как лучший спектакль большой формы. Не говоря уже о других премиях, которые в разные годы удостаивался режиссер — им. К. С. Станиславского (1997), «Гвоздь сезона» (2003), премии имени Товстоногова. Что нам особенно приятно — его спектакли были дважды лауреатами театральной премии «МК».

Как видно, послужной список солидный, репутация отличная. Но достаточно ли этого для того, чтобы руководить Художественным? Этим очень трудно рассказ «тело» со 120-летней историей, со своими традициями, амбициями, разросшимися, особенно в последние несколько лет, как среди звезд, так и в административном офисе ? Олег Табаков как-то мог все это делать, но, к сожалению, в последние два года из-за болезни не мог уже твердо держать руку на пульсе. Может ли Женовач строить отношения с медийными актерами, которые были приглашены в МХТ Табаковым 15-18 лет? А они все живут на свой собственный персональный график и под их киноинтересы многих лет выстраивался репертуар. А так называемые фантазии режиссеров — Константин Богомолов, Рената Литвинова — вписываются ли они в новой художественной идеологии нового худрука?

Возникает и другой, не менее важный вопрос — что будет с его STI? Означает ли это, что ее молодые художники автоматом перетекут в МХТ, на один раз, а мхатовские артисты, которых вместе с назвать уже сейчас сотни людей останутся без работы и будут в общем то справедливо сердитесь? И, как Женовач сама будет управлять с двух театров? Придет ли он в МХТ с его командой, прежде всего, административной или согласится работать с тем же? Станет какая-то «новой метлы», которая будет по-новому мести или…? Полный вопросы, вопросы, но что делать, если не реформы, то серьезные преобразования в МХТ необходимо понимать, как внутри самого Произведения, так и федеральное начальство.