Новая потеря Третьяковки: отнять «Московский дворик» Поленова

Кaртинa «Мoскoвский двoрик» В. Пoлeнoвa.

Экспeрты музыки Вeру Тaривeрдиeву прeдстaвляют и нe — в пaмять o свoeм знaмeнитoм мужe, кoмпoзитoрe Микaэлe Лeoнoвичe сoздaлa aвтoритeт кoнкурсa, в финaлe, кoтoрый трaдициoннo прoxoдит в кaлинингрaдскoй зeмлe в сeнтябрe (следующий, одиннадцатый состоится в 2019 году). Именно в это время конкуренты, которые дошли до третьего раунда, работает в знаменитую органную симфонии Микаэла Таривердиева «Чернобыль».

А в «межконкурсный период» органная жизнь в Калифорнии также не спит, и вот теперь, в рамках фестиваля «Орган+» Вера замыслила «одной Выставке картин» — это первый подобный проект Третьяковской галереи.

— История действительно беспрецедентная, — говорит Вера Таривердиева, — насколько я знаю, никогда не Третьяковская галерея, не будет выставки одной картины.

— Изначально это была ваша идея?

— Да. Хотел поставить картину на сцене Миланского собора. Аудитория слушает музыку, зритель смотрит на картину… Я поделилась этой идеей с Зельфирой Трегуловой, директора Третьяковской галереи. Она ее приняла. Но весь процесс, как вы знаете, был очень трудным.

…И дальше произошло следующее: в Белград приехала главный хранитель Третьяковки, на месте изучила ситуацию, оценил и саму возможность настройки изображения, наличие климат-контроля и массу других параметров. В конце концов, Третьяковка дала окончательное согласие. Но тогда вопрос — как перевести шедевр на островную часть Российской Федерации?

— Есть два способа: самолет или наземный транспорт, — продолжает Вера Таривердиева, то есть. необходимо взять на прокат автомобиль, чтобы пересечь две границы, целая эпопея, как кино, как Голливуд. Поэтому решили перевести изображение на плоскости. К сожалению, в Калининград не летают те самолеты, в которые могут войти большие полотна, так что Третьяковка предположил, что несколько маленьких картинок. Но моя идея была сделать выставку только одну картинку. Только на нем должно быть сосредоточено все внимание. Я хотел бы одну историю — визуально и по звуку — объединял всю программу фестиваля. Так что я отказался от такого решения и настаивали на одном рисунке, пусть небольшой, но очень известный.

…Долго совещались эксперты, какой образ выбрать. И когда Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи, позвонила Вере и смущенно сказала, что выбор пал на картину Поленова «Московский дворик», г-жа Таривердиева была приятно удивлена и обрадована.

— Эту картину я видела почти ежедневно в течение всех своих детских лет, от рождения до того, пока не уехала из дома. «Сад» не вышел из Третьяковки около семидесяти лет. Для нас это большая удача! Василий Поленов точно лег на тот программа, который будет представлен во время выставки в соборе. Мы все помним, что «Московский дворик» — это зеленый газон, церковь, ощущение, что они слышат звон колоколов. И не забудьте еще этого момента: люди в Калифорнии, к сожалению, чаще ходить на выставки в Литве, чем в Москве, так что появление здесь штук Третьяковки — это совершенно особенная вещь.

Рисунок есть, теперь о музыкальной начинке. На открытии фестиваля будет впервые в духе «Картинки с выставки» Мусоргского в переложении для органа и оркестра русских народных инструментов. Далее состоится концерт Московского камерного хора во главе с Владимиром Мининым. Наконец, любителей музыки, и ждет совершенно новый проект под названием «перекличка птиц»: выступит как знак музыкантам, как главный органист Парижского собора Святого стефана. Евстахия Батист-Флористан Марль-Уврар и потрясающий балалаечник Денис Пенюгин («перекличка птиц» — это название пьесы Рамо, с которой будут открыты вечером, чтобы затем перейти к блистательным общий импровизациям).

Так что «Дворик» Поленова запрос на новые формы взаимодействия со зрителем, в чем вы очень быстро убедитесь.