Фoтo: Eвгeний Мaтвeeв
Стaвилoсь этo пo зaкaзу Бoльшoгo тeaтрa, eгo труппы, a в фeврaлe 2000 гoдa. гoду имeннo здeсь, нa Истoричeскoй сцeнe сoстoялaсь eгo мирoвaя прeмьeрa. Xoтя фoрмaльнo eщe дo тoгo, кaк и выпoлнeния, «Русский Гaмлeт» был зaпoлнeн сoбствeнныe вoйскa Эйфмaнa (xoрeoгрaф всeгдa снaчaлa сoздaeт спeктaкль нa свoю труппу и тoлькo пoтoм стaвит в другиe тeaтры) в Вaршaвe.
Тeм нe мeнee, уже на этапе появления данного проекта в Объеме, в ней не хотели участвовать, когда пострадавший тогдашние его капризные примы и премьеры (кроме Анастасии Волочковой, Марка Перетокина и Дмитрия Белоголовцева), спектакль прошел с «молодежным» составом и дал первые крупные партии только набирающим то репертуар Марии Алескандровой, Дмитрию Гуданову, Екатерине Шипулиной. Премьера в Москве пришел триумфальной, однако, вскоре в театре в очередной раз сменил руководство и шедевром Эйфмана пришел «ко двору». Хореограф надуманно обвинен за не соблюдение условий договора (спектакль показал и со своей труппой) и проходит только 7 раз «Гамлета», к великому сожалению, великий художник, «тихого» сняли с репертуара.
Хотя спектакль получил мировое признание и восторженные отклики западных обозревателей – балет продолжал жить в своей труппе Эйфмана до 2012 года. «Русский Гамлет» объездил весь мир и в отличие от звезд Большой, в нем искали танцевать наиболее востребованы танцовщики мирового балета, например, то, некоронованный король танца» премьер Американского Балетного Театра (ABT) – Хулио Рот., легендарный танцор собрав под своим именем стадиона.
Теперь Эйфман восстановил этот спектакль для нового поколения артистов собственной труппы. В этом спектакле, который видела в Москве, с новых позиций исследует один из самых загадочных и противоречивых фигур российской истории императора Павла (точнее совсем молодой князь Павел), который действительно в юности называли «русским Гамлетом» из-за сходства судьбы с шекспировским героем.
«Убийство отца, нелюбовь матери, боявшейся сына-наследника, атмосфера постоянной тени, интриг, страха и унижений погрузили будущего императора в мир фантастических галлюцинаций, мании преследования и духовного одиночества. Павел, с детства склонные к мистицизму (известный его рассказ о встрече с призраком Петра I), предчувствовал свой трагический конец, и спешит к власти, чтобы лучше украшения России. Но остался непонятым, был жестоко убит и проклят», — говорит о своем шоу хореограф.
Для того, чтобы еще больше тянуть судьба реального и литературного героя Эйфман во втором акте, как и у Шекспира гениально ставит сцену мышеловки, театр в театре, когда Екатерина под видом придворного балета (Павел, действительно, в молодости участвовал в балетных спектаклях, хотя они танцуют мужчины, не любил) показывает сцену убийства короля неверной женой… Кроме этого по-прежнему украшают спектакли и другие сцены так, уважаемые зрители. Эйфман –мастер театральной метафоры и символы его балета (div золотой плащ, который в конце спектакля волочит подавляемого матерью отправляется на свою судьбу, так ужасно, повторившей судьбу отца; он был построен в конце первого акта из танцовщиков пирамида на холме, на котором стоит Екатерина великая, так напоминает ее памятник или сцена с черепом), как и прежде, вызывает восхищение. Как и способность распоряжаться кордебалетом и строить впечатляющие массовые сцены.
Тем не менее, восстановление называть новую версию «Русского Гамлета» трудно-спектакль совершенно не похож на старый: многие сцены, были не только изменены, но практически созданы заново. Кроме того, появился ряд новых сцен, которых в нем не было ранее. Однако, в отличие от также переделанного снова балет «Чайковский», в котором Эйфман изменил до неузнаваемости (и, часто, выше) всю концепцию спектакля, принципиальные и «основные» решения для вашего шедевра хореограф решил не менять. В тот же остался даже историю канва выступления, хотя именно это сделали напрасно, потому что в балете появились новые персонажи… Точнее старые, получил «новое существо».
Например, значительно укрупнилась и распространилась партия отца Павла – Петра III. Прежде существующие в спектакле только как Дух, как и у Шекспира, который был сына, в настоящее время является полным и достаточно подробно охарактеризованный персонаж (его замечательно воплотил на сцене Олег Марков, брат бывшего и незабываемый Павла – Игорь Марков). Для того, чтобы лучше проникнуть во внутренний мир главного героя, был хорошо установлен новый пролог драмы – маленький Павел играет с отцом (воспитанник Академии танца Бориса Эйфмана Максим Петров), выяснения отношения между родителями, отношения матери и отца на стороне, туры в отца и, в конце концов, присутствует и в прошлой версии драмы (тогда ее и начали), сцена заговора. Более укрупнена и практически придумали заново изысканный успешным сцена воспоминания, во втором акте, где Павел напоминает детство, отца, близких (из реального исторического персонажа — первой жены Павла Петровича Натальи Алексеевны в исполнении Любови Андреевой больше параллели с шекспировской Офелией).
В целом стиль Павла в детстве, размышление над истоками происхождения его комплексов, определяет в дальнейшем зрелом возрасте – это очень значимая и важная черта новой постановки. Непревзойденный мастер психологического портрета Эйфман в новом выпуске стремится еще больше погрузится зрителю в душу героя, больше говорится, изучение его психологического развития, возвращая нас в прошлое и показывает будущее. Как «лучом прожектора» высвечена в новой версии и будущее Павла — его судьба в руках заговорщиков (сцена перекликается с 1 ранга, заговора и убийства его отца).
Все это дает возможность еще полнее раскрыть психологию своих героев блистательному исполнителю главной партии Олегу Габышеву, который в совершенстве овладев выразительности хореографического языка балетмейстера удалось создать идеальное, как в техническом, так и в психологическом плане актерской работы.
Переписан и в многом указано хореографически решена (потому что в сцене видения Павла введен новый эпизод битвы с Любимый на мечах), в новом выпуске шоу и линий Фаворита — Сергея Волобуева, хотя в памяти неизбежно возникают прежние создатели этой роли – Альберт Галичанин, Дмитрий Белоголовцев.
В отличие от партий Наследников и Представителей партии императрица не претерпел существенных изменений, но и Марии Абашовой удалось показать своего персонажа с неожиданной стороны. Не только властолюбие и интриги занимают его, императрица Абашовой показывает в пьесе большую внутреннюю силу своего героя, сложность и противоречивость природы. Ее Катарина действительно Большая, но она не только императрица, но и женщина. Эротические сцены с Любимым, успешным, ей лучше, хотя очень сильный был и до сих пор вызывающий «мороз по коже» в дуэте с черепом (снова отсылка к Шекспиру), гениальная придумка Эйфмана с большим знанием дела работает под русскую композицию, воплощающую бабий вой.
Но как бы ни были хороши исполнители центральных ролей, главный герой этой драмы стала большая труппа Эйфмана, его вымуштрованный кордебалет. Хореография maestro (процентов на семьдесят создан заново) в исполнении ведущих танцовщиков труппы была еще более динамичной (хотя куда еще), эмоционально насыщенный и изобретательный.