О, Светлана Мизери с надеждой и любовью

«Я…» — этo aбсoлютнo нe в ee стилe. «Мы», «нaш» — пoжaлуйстa. Ox уж мнe этa скрoмнoсть! Прoстo этo тaкoй умный — никoгдa нe будeт гoвoрить сaм o сeбe в прeвoсxoднoй стeпeни.

Ну тaк мы мoжeм скaзaть. Чeлoвeк-этo стиль? Кoнeчнo. Нo чeлoвeк eщe и биoгрaфия. Извeстнo, Шкoлу-студию имeни В. И. Нeмирoвичa-Дaнчeнкo oкoнчил в 1955 гoду. гoдa. Ee срaзу приняли вo МXAТ и срaзу в гoрькoвскиe «Врaги», гдe oнa сыгрaлa Нaдю. Зaтeм был «Зaбытый друг» Aфaнaсия Салынского (дрессировщица Наташа) и… уход за только что создал «Современник» вместе со своими друзьями, коллегами Олегом Ефремовым, Галиной Волчек и Игорем Квашой.

Знаете ли вы, кто был первым Вероникой? Той самой Вероникой из розовских «Вечно живых», который затем был помещен Калатозовым великий фильм «Летят журавли». Да, первый Вероникой Светлана Мизери, и никто другой. Дебют прошел в маленьком зале Школы-студии, в ночь с 15. 16. апреля 1956., часов, минут, в полночь. Она действительно открыл новую страницу для себя. Успех был огромный, зал неистовствовал. Действительно произошло чудо! Эксперимент, рождение нового после сталинского классической удушья. «Современник» — дитя оттепели, без сомнения. «Современник» — вид снизу, инициатива снизу, легкая поступь, адекватность времени, и все равно вернуться к Станиславскому.

В этих первых «Еще жив», Мизери играли, и Ефремов, и Волчек, и Толмачева, и Кваша, и Табаки. Очень молод еще Табаки… Вероника Мизери — чистая и трепетная девушка-ребенок в начале, балованный подросток. Затем, в эвакуации, потеряв все и, казалось, предав, она напоминала раненую птицу, все еще пытается подняться на небо. А в конце — драма.

Она была из первых, тех, кто начинал. И много больших ролей на сцене, и успех. Но в 1959 году. год Мизери уходит… Почему? Это ее секрет, о котором не рассказывает никому.

Но не уходит никуда, к Охлопкову. На большом Охлопкову в Театр Маяковского, ученика Мейерхольда. Он взял он ее называл, он нашел его. И вот «Иркутская история» Арбузова. Только что с премьеры в Вахтанговском, где главную роль Вальки сыграла Юлия Борисова. Это Борисовой и посвятил Арбуза эту историю. Представьте себе, сразу после бенефиса великолепной Борисовой играть то же самое. Но Мизери — индивидуальная, ни с кем не аналогов, вы уже поняли. Это совсем другая Валька, вся состоит из греха. Грубый, активный, вульгарная, все разрисованная косметики. И поэтому, в отличие от, в качестве альтернативы, на полюсах, происходит возрождение, обращение к новой жизни. Здесь все было игра, на эмоции, на природу, из огня да в полымя, что очень отличается от вахтанговской интерпретации. В целом Мизери никогда не боялась нарушить обычный ритм, так известные нам цвета, с времени на время ушла, взлетала в такие места и упал в эту пропасть, этот дух захватывало. И тем не менее, это всегда отталкивалась от собственной актерской и человеческой природе. В ее репертуаре, как и Погодин, и Вера Панова, и Палатки, и Брехт…

Но в 1967 году Охлопков после тяжелой продолжительной болезни уходит из жизни. Сейчас в театре главный Андрей А. Гончаров, казалось бы, по стилю, по духу совершенно другой мастер. Он проповедует психологический театр, и при нем (так многие думали), Светлана Мизери должен был покинуть свой романтизм навсегда.

Гончаров смотрел на актрису с совершенно другой стороны, с другой точки зрения. Да, многие с ним очень легко, потому что Гончаров был абсолютный фанатик театра и никому не давал поблажек. Да, она, конечно, были любимчики (Армен Джигарханян, Наталья Гундарева), но Светлана Мизери показал примой и его мировосприятия, и его блестящие чудачеств. И вот уже Мизери — Ксантиппа, жена великого философа в «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского, в Марте в политическом ревю «Интервью в Буэнос-Айресе» Генриха Боровика. И самое главное — она Стелла в «Трамвае» Желание » Теннесси Уильямс. Таким образом, Бланш — лучшая роль Светланы Немоляевой, Стелла — Мизери. Если еще добавить к этому, что Стэнли Ковальский играл Джигарханян, то вы поймете, насколько он блистал на сцене в этот проклятый треугольник, где каждый обуян неистовой страсти, начиная от святой жертвы до ненависти.

Но и здесь произошло до него, снова стал загадкой. В 1980-х годах Светлана Мизери вдруг переходит в Театр Пушкина, вся театральная Москва обсуждала эту «рокировочку». Говорили даже, что причиной стал конфликт со звездой Маяковки Татьяной Дорониной, а на столе была роль, обещал начале Мизери, но завершения ее блестящей соперницей. Но и в Пушкинском Мизери снова оказалась на первых ролях. Комиссар в «Оптимистические трагедии», Варвара Петровна в «Бесах», Элеонора в «Месье Амилькар платит»…

Новый переход Мизери совпало с приходом новых времен. С тем самым переходным периодом, уже готовы упасть в пропасть, когда искусство перестало спасти, что просто оказывается ненужным. Театр переехал на площади, его апофеоз играл из Белого дома в августе 91-го, а потом началось безвременье. Но… удачи безвременье, свободно, теперь никому не подотчетное. Когда не обожать, не падать на колени перед всемогущей цензурой, но просто организовать себя, чтобы собрать в партнерство субъектов, то есть быть и играть бесплатно. Только свобода-это всегда опасно, это мало кто тогда понял. Творческие люди, из тех, кто остался в профессии (а многие пошли в таксисты, строители, дилеры), поспешил заработать шальные деньги, совершенно забыв о профессии, репутация, репутация.

Но были и те, для которых честь оказалась дороже. Директор Театра Пушкина Игорь Сиренко и Светлана Мизери, муж и жена, в начале 90-х основали театр «Сопричастность», маленький театр, где они были только с теми, кто в них верят, и отстаивали честь искусства именно так, как они его понимали. Название «Сопричастность» говорит само за себя. Казалось бы, здесь, продолжал актерскую игру, режиссуру свои оригинальные станиславской быть, но, разве можно назвать этот театр консервативным? Никогда в жизни! Один пример. Спектакль «Кровавая свадьба» по Гарсиа Лорке, поставленный Игорем Сиренко в 2000 году и идет до сих пор. Это совершенно разные поэтические существования артистов на сцене. Будь это сцена?! Не, арена, поле битвы, но только в душах героев. В страстной южной испании душах, где всю жизнь поставить на кон, где попало и где не бывает середины, а только белый и черный, но с какими расцветками! Мизери — мать, мудрая, чувственная и при этом совсем пропащая, а я зрелище для всех трагичности — легкий, легкий, даже, описание работы, тончайшими психологическими чертами. О, что это за театр!

Светлана Мизери — первая актриса, народная * Россия — находится в прекрасной форме. Вернее, никогда не теряется, а каждый переход только добавлял ей новые краски и смысл существования на Ее Величестве Сцене. Она играет, ставит спектакли, учит, воспитывает, но всегда остается в тени, даже не хочет выйти на первый план. Даже на поклонах она растерянно, пытаясь не концентрироваться зрителей на себе, сразу же уступая место другим, своим коллегам. Большая большая актриса. Я бы хотел, чтобы мы чувствовали ее сопричастность. И они отвечали ей тем же.