Ольга Прокофьева снялась в фильме с наркозависимыми подростками

Oльгa Прoкoфьeвa «сынa» — счaстливый кoнeц.

— С этoй идeeй к нaм в тeaтр пришли врaчи ИНСТИТУТA здoрoвья. И иx «Тeaтрoтeрaпия» в нaстoящee врeмя прoдoлжaeт нaш «кинoтeрaпиeй», — гoвoрит зaмeститeль Дмитрия Бeртмaнa и курaтoр прoeктa Эдуaрд Мусaxaнянц. — В нaчaлe никтo oсoбeннo нe нaдeялся, чтo дeти с этим диaгнoзoм будeт вooбщe xoдить в тeaтр, oсoбeннo в oпeру. Нo мы нaчaли встрeчaться с ними в тeaтр, тo идeм вмeстe нa спeктaкли, a после обсуждать их. Мы сами не ожидали, что именно опера становится предметом особого восхищения, и все они в оперу пришли в первый раз. А к обсуждениям, некоторые из них как под лупой рассматривали выступления до мельчайших деталей, чтобы не сделать этот музыкальные критики. В проект пришли 17 человек, осталось 15, сразу же прошли только две девушки.

Изначально театр планировал сделать некоторые общие постановки, но потом совместными усилиями написали сценарий и за пять дней снял фильм. В нем несколько историй, несколько судеб москвичей, которые живут в одном районе. Первый кадр — известная картина: кухня, усталая, измотанная мать плит, скучающая дочь, сын, подросток залип в планшете. И сколько мама его ни просит вынести мусор — ноль эмоций. Мать психует, получает ответ агрессивную реакцию: «Достала!». Блондинка выскакивает на улицу.

В то же время в другой квартире невесты готовят для свадьбы: белоснежная фата, суетятся подруги. Младшая сестра невесты, в виду слишком трудным подростком отправляется с собачкой на улицу… А еще в одной квартире красивая девушка сочиняет музыку и ждет эсэмэсок от незнакомца, папа, который на самом деле полицейский. Все сюжетные линии сойдутся в финале, благодаря черной шпицу, который попадет в лапы хулиганья. Вот и вся история.

— Эдуард, подростки, которые лечатся в наркологическом диспансере, на экране впечатление, прежде всего тем, что они не играют, а органично существовать в предлагаемых обстоятельствах. Как это удалось достичь?

— Эти дети, как отдельные планеты, они имеют свой мир и у большинства очень тяжелые судьбы. Кто-то из приемных семей, из некоторых из них и по несколько раз отказывались от приема родителей. Одна девушка, последние два года буквально жил на улице, сидела на тяжелых наркотиках. Но теперь это все больше идет в театр, волонтерит. Прежде чем ребята попали на съемочную площадку, мы играли с ними в «Геликоне». Они честно приходили, некоторые на съемки приезжали из стационара. Очень старались и в день съемки попросил отменить им лекарства, потому что в суде это им хорошо.

— За время, что вы делали, какие изменения можно в них смотреть?

— Когда они первый раз пришли к нам, мы сразу почувствовали недоверие, на все наши вопросы отвечали односложно «да», «нет», чтобы вы чувствовали себя подопытными кроликами в рамках некоторого эксперимента. Потом, когда мы уже ближе, начали обниматься при встречах и прощаниях, они стали очень честно говорят о себе, даже и писать эсэмэски. То в ватсапе появилась у нас домашняя группа, в которой сейчас уже много людей. И в какой-то момент мы почувствовали, что нас, наконец, приняли, поверьте нам. С этого момента началась и дружба, и работа.

Голова Вероника Готлиб также снялась в фильме.

Скажем, мальчик, который первым пришел в театр, стала волонтерить. Мы купили ему костюм — оказалось, что первый в жизни, бабочка — бабочки, туфли, рубашку. Он безумно хотел, чтобы его так видела, мама, он три раза звал ее, ждал, просил, пост около двери, чтобы она его первый раз увидела, но она не появилась. Я видел, как он ждал, — сердце сжималось, и это было страшно.

Ольга Прокофьева играет роль матери героя. Очень короткий эпизод, но прожит так, что перед глазами появляется вся биография этой женщины, ее судьба. Как оказалось, очень востребованная актриса прилетела с гастролей, он должен был улететь на другой, но нашел время, чтобы не только отсняться, но и дать людям мастер-класс в этой области. Это она пришла к финальной сцене фильма, где «сын» в бабочке, а она его поправляет.

Звонок Ольге Прокофьевой.

— Оля, почему ты согласился участвовать в этой работе? Я знаю, что это бесплатно.

— У меня всегда так: нет разделения на работу платный или бесплатный. Если интересно, включаюсь, не обсуждая материальную сторону вещей, и я люблю это мое существование в профессии. То я дружу с «Геликоном», мы соседи, и я рад, что они выбрали меня.

— Твои партнеры не только не профессионалы, но и нездоровые люди. Как работалось?

— Для меня это не новая работа. Существует детский дом, где я езжу, я знаю детей с психическими болячками. Наконец, я мама, у меня сын был подростком. Так что это легко. Главное — что они работают на уровне, транслируя им, что в работе так же, как и все. И важно, чтобы не приспосабливаться к ним, и чувствовать их уровень профессии. Я страдаю только один раз — когда я вижу, что эти ребята не близких, теплых родителей.

Кстати, многие ребята из благополучных семей. Как случилось так, что наркотики стали для них опорой, трудно объяснить. Тогда возникает вопрос: что такое благополучная семья и с какой точки зрения ее рассматривать? С материалом — это крутой автомобиль, дом, статусная должность? А счастья нет, есть препараты, которые нарушают жизнь и детям, и родителям. В фильме безвозмездно работали почти все: театр, режиссер Мария Линдер, автор песен Екатерина Мышлянова (студентов Бертмана), штатный оператор театров Дыма Попель. Ребята, как же своими руками делали реквизит — все честно старались в силу своих возможностей.

— Эдуард, открытия, которые лично ты для себя сделал?

— Открытие, который на самом деле не открывает, но, работая с этими ребятами, понимаешь, насколько все в этой жизни хрупко. Я вспоминаю историю, которая у нас зима. Пришли ребята с особенностями развития, и среди них был восьмилетний мальчик — он не говорил, то это поток сознания, набор букв и звуков, ни одного слова не понимают. Три часа, что был в театре, ни в один момент не далеко от моей руки. И уже в гардеробе, когда его несли, я видел, как он был полон чувства о том, что видел. И он одевается, стоя рядом с учителем, он вдруг меня обнял и четко произносит: «Ты мой брат». Учитель решил, что ее, кажется, она попросила его, чтобы еще раз сказать, и он это три раза повторил. «Значит, это осмысленно», — сказал учитель.