Пoвтoряю, дeлo нe в нeпoсрeдствeннoй скaндaлы тaкиe — бoг с ними. Нaкoнeц, после 30 лет, после перестройки, встретились на узкой улице старые и новые модели видения мира, и, чтобы их не сломать. А затейливый Мединский, как бы он взял, что отражено в середине этой улицы бак с помоями, на два времени схлестнулись только острее. Почти каждый скандал с ним, широко расходится волнами, забирая в свою орбиту все → отношения, и это замечательно: люди пересматривают свои взгляды на мир, на себя, на искусство, на экономику, культуру. Ящерка дозрела, чтобы сбросить кожу.
Посмотрите этот скандал с Райкиным. Константин давеча записал видеообращение: «В течение всего года проходят прокурорские проверки — один, второй; они не выявили каких-либо серьезных нарушений. А причина их — месть и казнь, которым хочет подвергнуть меня и театр мой непосредственный начальник Владимир Мединский. Он не может мне простить моего заявления на конгрессе по УМОЛЧАНИЮ» (то же самое, о цензуре. — Я. Сша). Худрук «Сатирикона», то, понятно, говорил, и основная причина: «теперь он посягает на наше здание», — и обратился к руководителям театров, к зрителям, к высоким властным инстанциям, которые находятся над Минкультом: «Дорогие друзья, давайте как-то урезоним нашего министра».
И — снова, как в первый раз — Райкин заметил, что «мои услуги больше, чем заслуга этой… (пауза) главный морали во всей России, директора искренности и доктора исторических наук».
И дело не в разовом демарше определенные театральные худрука. Просто остановилась (деятелей культуры — с опозданием) ХХІ век, когда холуйствовать перед начальством не то, что не модно, а просто это патриархальное (не спорю — для кого-то это очень удобно и практично) чинопочитание само выродилось ушла со сцены. Ну, кто еще, и когда бы во всеуслышание пояснил: «вот этот человек, наш министр, — он, в самом деле, кто и почему?..
Медленно идет время, когда лучший министр культуры будет тот, фамилию которого никто и не может назвать. Функционер так-то. Невидимый мир, людей. Потому что только нужна отлаженная экономическая модель взаимодействия театров, филармоний, цирков и ЧАСТЬ государственных денег. Да, и нужно прекратить эти учреждения назвать территории отеля. Они творчески, — это произойдет раньше. Но то, что есть часть государства, спонсорства, пожертвования религиозных общин (как в Австрии) — это никто вообще не колышет. И Мединский — снова противоречие — этот нарыв вскрыл.
После Райкиным вытащил и остальные — не сразу, но вытащил (много боязно, и есть что терять), и не только, еще мы будем слышать: «Марина, ты не прав!» И это очень полезно. Потому что, если, после того, как Владимир на культуру положить, не приведи бог, какой-то полной одиоза, сообщество будет готов к тому, чтобы разбить его, если это необходимо, как грелку. Потренировались на Мединском.
Кстати, Мединский, хотя и не очень заморачивается идеологии. Он больше о самодостаточности. Не заморачивается, конечно, от лица своего РВИО, но так — вместо рисунка. И, в конце концов, может прийти кто-то совсем больной на голову. И если это произойдет — получить новый этап отношений: выход нового поколения актеров, режиссеров, художников, вон из страны, и язык больше не будет препятствием, как это считалось ранее.
Министр культуры должна стать возможность. Частое употребление его имени должен быть плохой тон, в принципе. Да, у нас любят личности, но эта любовь боком выходит: Россия устала от культурных дураки. Хрущеву тоже ракеты на Кубе не припоминают, а вот его слова на выставке авангардистов в декабре 1962 плавать постоянно — старик в гробу переворачивается.
А нынешний скандал с театром Джигарханяна? Хорошо, Юрий Михайлович, не отягощая себя тонким художественным чутьем и, раздавая все направо-налево, театры, фольклорные центры, галереи и все остальное, заложили мины замедленного действия, которые в ближайшие десять лет будет разорван. Первый скандал — Театр «Модерн», второй — Джигарханян, подготовка Манежной площади, на которые нормальные люди не могут смотреть без содрогания…
Вот случись что Джигарханяном — что прикажете делать города с этого театра? В основе его создания нет ни сильного режиссерского кредо (la Гончаров, Плучек, Захаров, Товстоногов, Любимов, Ефремов), ни экономического резона. Вот и выглядят как сяськи-масяськи, когда государство сначала наворотит глупостей, то я их расхлебывает.
Назрела расстояние. Между художником и государством. И это будет еще увеличиваться, потому что визит большого начальника в театр, тот и упадание все время в «придворные поклоны и реверансы» выглядят ужасным атавизмом. Ребята, проснитесь: изменил искусство, поменялись ценности, а не при Людовике XIV, мы живем!
Выиграл теперь все немного удивлен тем, что недалеко от Задорнова никого не хотели впускать на прощание, провели церемонию в частной загородной клинике, без телекамер и фотовспышек. Но это только первый звонок. А ведь это норма, так и должно быть, и вскоре этой «новой моде» следовать очень, очень много, потому что организовать его от смерти каждого исполнителя народной Колон номера с речами и колодки с орденами — это дикий карнавал, не соответствует духу времени и не в один момент.
Форма осталась — объектов не существует. Почти все огромные, который соединяет эту страну с одной — с Советским Союзом, уже прошли. Все пафосные слова, произнесенные. Понятия исчерпаны. Теперь пришло время для новых словами и новыми смыслами, и занимает это время быстро. Что и Мединскому, и Райкину спасибо. Даже если это — «спасибо, не надо».
Лучший в «МК» — в короткие вечерние рассылке: подписаться на наш канал в Телеграмму