Кaртинa «Xристoс вo грoбe» Кaрлa Брюллoвa
Ситуaция дaвнo минувшиx днeй, в двуx слoвax тaкaя: Aлeксaндр Пeвзнeр в 2002 гoду. приoбрeл кaртину в Бeльгии, принeс нa прoсмoтр в Русский музeй, пoслe чeгo «oргaны» сoчли, чтo дeлo «нeзaкoннoe пeрeмeщeниe культурныx цeннoстeй», вызвaл, «Xристa» aрeстoвaли. Шлo врeмя, в 2013 гoду. пeрeстaл из-зa истeкшeгo срoкa дaвнoсти. Изoбрaжeниe дoлжнo вeрнуться, всe суды (в oднoм нa вeки) нa этo дaли oтмaшку. Нo, ктo и сeйчaс тaм. Рeзoны Минкультa яснa: в гoсудaрствeнную кубышку упaлo, тo прoпaлo, вoсстaнoвить или считaeтся крайне плохой тон, это как в прежние времена, чтобы дать слабину перед мировым империализмом. Диапазон же враги.
Официальный комментарий Минкульта гласит: «в 2003 году картина К. П. Брюллова как материал доказательства рассмотрения уголовного дела в отношении гр. А. Е. Певзнера в совершении преступления, предусмотренного ч 2 столовые ложки. 188 уголовного кодекса РФ (в контрабанде культурных ценностей), находится на хранении в Российском Государственном музее. В 2016 году картина К. Брюллова «Христос во гробе» была включена в состав Музейного фонда инициировал Государственный Русский музей на основании определения суда кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2016 года Президиум ВС 14.06.17 отменил определение Верховного Суда об отзыве из 28.04.16, на основе которых картина была включена в Музейный фонд, но продолжает производство по уголовному делу ввиду новых обстоятельств (Дело № 104-П17). В связи с этим, временно закрыта раскрытие информации о рисунке на общественном сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.
В данный момент извлечение изображения из состава Музейного фонда нет. Минкультуры России и Государственный Русский музей не являются участниками процесса по уголовному делу в отношении А. Е. Певзнера. Музей в консультации с бюро выполняет хранения материал доказательства в уголовном судопроизводстве. Вопросы из закона о возврате им материал доказательства по уголовному делу в отношении Певзнера А. Е., обвиняемого в совершении преступления, не прибыл». Конец цитаты.
Но как бы то ни было, на пользу российского арт-рынка, который вряд ли стал отмываться от криминализации и встать, по крайней мере, на некоторые прозрачные рельсы (свидетельством чего является появление многочисленных частных музеев в стране), это не идет.
Последней информацией с нами поделился адвокат Певзнеров — Максим Крупский:
— В настоящее время ситуация, — говорит он, — было принято постановление Конституционного суда и решения Президиума Верховного суда (это в июне прошлого года), в которых однозначно сказано — решение об отзыве фотографии отменить, рисунок должны быть возвращены законным владельцам. Соответственно, с этого момента — с июня — полотно должно быть отправлено Александру и Ирине Певзнер. Однако этого не произошло. Кроме того, на наше обращение в Минкульт (а мы хотели узнать, — где оно находится, включен в музейный фонд или нет, она в Госкаталоге или не находится), — нам сказали, противоречивую информацию, и в конце концов отправили нас в Государственный электронный каталог, так что мы выясняли все сами.
— Вы поняли?
— Это невозможно, потому что, как выяснилось позже (журналисты делали запросы в Минкульт), картина находилась в Каталоге, но информация о нем скрыта. Это, очевидно, дал нам информацию, не соответствует действительности: ничего бы мы сами там не видели. Из-за чего мы подали заявление в прокуратуру. А в довершение ко Минкульт так и просто дал понять, что не видит причин для исполнения решения суда: по данным Минкульта, рис по-прежнему является вещдоком в уголовном судопроизводстве. И уголовное дело — по логике министерства — после вынесения решения Верховного суда, возвращен в суд первой инстанции для дальнейшего рассмотрения. Но при этом суд первой инстанции как раз говорит об обратном: он сам направил в Минкульт нотариально заверенные копии судебных решений и письма с пометкой «к исполнению».
— Это либо новые или старые преступления нет?
— Речь о том, не может быть в принципе. Мало того: пресс-служба Верховного суда опровергла (минкультовское) трактование решения суда. Ясно сообщил: окончательное решение было принято в июне, изображение возвращается. Вот и в этом этапе мы находимся и пребываем. Это, конечно, беспрецедентная ситуация, когда Минкульт отказывается выполнять решения судебных органов. Более того, говорят, истолковал приговор.
— Еще раз уточняю: все преступные деяния, для мастеров Певзнерам закрыты?
— Это было единственное преступление, и это отменили в 2013 году. года, из-за истечения срока давности. Все, других дел нет. Нет.
— Он имел право Минкульт содержать фото в каталогах, таких как госсобственность?
— После того, как вступило в силу решение совета директоров по уголовным делам в 2016 году, эта картина и была официально включена в Музейный фонд. Но после того, как вердикт, в 2017-м отменено и признано незаконным, с этого момента, конечно, изображение, нужно было из этого Музейного фонда отключить в целях исполнения решения суда о восстановлении. Ну какая это госсобственность? Она имеет законные владельцы!
— Есть ли вероятность, что картина — и в случае возврата — покинуть пределы Российской Федерации?
— Это вопрос владельца, в этой части я не могу комментировать. Технически такая возможность будет. Но будет ли это сделано — это за пределами моей компетенции.
— Еще такой момент: правильно ли подтвердил, что картина подлинная?
— Подлинность фотографии была установлена еще в 2003 году.
— А что вы будете делать? Представьте себе, — Минкульт будет молчать и ничего не делать.
— Это будет зависеть от того, какую стратегию мы выработаем. Еще ничего определенно не могу сказать, но реакция точно следовать.
— А картина хранится в запасниках или его можно увидеть?
— Я вижу его нигде не могу, а все 16 лет. Рисунок проходит по уголовному делу, имеет определенный статус: она не может экспонироваться, на него не позволяют реставраторов, она скрыта от глаз кого бы то ни было.
— И в каком она состоянии?
— Мы не знаем об этом. Такая ситуация, я лично никогда в своей практике я не встречал. Может быть выполнена либо что-нибудь подобное, но, когда федеральное министерство, по сути, саботирует решение Конституционного суда и Председателя Верховного суда, — на моей памяти впервые происходит.
— И никаких компромиссных решений Минкульт не предложил?
— Но здесь нет никаких компромиссных решений быть не может. Право коллекторов и так была прервана на длительное время.
— Но от Минкульта под ручку с Русским музеем не было никаких признаков — «а давайте мы у вас выкупим»? Ну, если так, я хочу иметь…
— Я это так, в последние два с половиной года, и за это время нет речи об этом не было. И в принципе, здесь вопрос просто: нужно только выполнить судебное решение Российской Федерации. Все, больше ничего не нужно.
— А как это технически произошло? Владельцы подогнали бы бронемашину?
— Не, не, процедура, описанная в законе, это крайне сложный, продолжительный, имеет множество этапов, одним словом, здесь, никто, конечно, автомобиль, просто так не называется. Но сначала, повторюсь, нужно добиться, что решение Минкульта не противоречит судебным решениям.
Арт-сообщество, в целом, не так удивилось ситуации. Говорит известный эксперт Владимир Богданов ARTinvestment.RU:
— Только картинку выбрали? Так ты не бросил – радоваться ж надо. Возможно, потому, что нам предлагается, чтобы понять эту историю. Государство всегда в сильной позиции. И нет никаких сомнений, что его адвокаты будет оправдание, что не вернуть картину Брюллова владельцу. Но есть вопросы правосудия и этики. Певзнер картину купил а не украл. Привел бывшую свою страну открыто, не в мешке с мукой и понятной целью — сделать здесь экзамен. Ввозил, конечно, не без приключений. Потому что не было четких правил, как ввезти в Россию неизвестного художника, без рассмотрения, что брать уже работы художника национального значения Брюллова, подтверждается экспертным заключением. Результат известен: под угрозой тюрьмы коллекционер был вынужден бросить свой образ, чтобы пойти и много лет победить свои Брюллова в суде. А из этих судов уже прошло — сбиться со счета. И вот, казалось бы, победа — отмена решения суда, соответственно, необходимо вернуть. Но нет. Даже это не было достаточно.
— В чем логика таких решений?
— Логика в такие трудные решения, в целом понятно. Если что-то запретил или конфисковал — означает, что это хорошо сделано, патриотичный шаг никто не упрекнет. А если он позволил, или вернулся — значил дал слабину, никто не похвалит, а то и коррупционный мотив начнет искать. Так и живем.
— Каковы последствия этой истории?
— В случае с Певзнером — это скандал, который на протяжении многих лет подрывает доверие многих институтов государства. Решение конфисковать у коллекционеров рисунок наносится еще один удар на национальном рынке и в целом влияет на инвестиционный климат. И то, что работает? Ну, скажем, в Русском музее появится еще Брюллов, о котором будет шептать, что «тот же самый, что отнимется от Певзнера». Стоит ли это того? Я лично так не думаю.