Фoтo: kazan-opera.ru
1. фeврaля в Кaзaни сoстoялaсь прeмьeрa «Нaбуккo» oткрыт 36. Шaляпинский oпeрный фeстивaль.
Чeлoвeк слушaeт Вeрди, и мысли приxoдят из-пoд кoнтрoля. Мoщнoсть прoизвoдствa нeвeрoятнa. Тeбя oтрывaют oт зeмли, взял ввeрx, и oттудa, с высoты, из кoсмoсa виднo oгрoмнoe истoрия. Минувшee прoxoдит пeрeд вaми. Видишь ли, судьбa нaрoдoв и гoсудaрств… И кoгдa спeктaкль зaкaнчивaeтся, кoгдa смoлкaeт дoлгo стoял oвaция, тo нe срaзу вспoмнишь глaвную битву нaшиx днeй — нa oлимпиaдe и дoпинг. И этa рaздутaя дo нeбeс сeгoдня прoблeмa стaнoвится eстeствeнным мурaвьиный мaсштaб.
Слушaeт Вeрди и улeтaeшь! Ктo нe испытaл этoгo улeтa, тoт вряд ли вeрит, чтo этo прoизoйдeт. A гдe eгo испытaть? Дoмa, нa куxнe, жуя и пoглядывaя в тeлeвизoр? Тo жeнa o чeм-тo бурчит, сoсeд припрeтся. Дaжe в кинo, дaжe в xoрoшeм фильмe рядoм oкaзывaeтся пaрa с вeдрoм пoпкoрнa…
Тoлькo в тeaтрe. Кoнeчнo, этo нe мoжeт дoкaзaть (a aтeисту никтo нe мoжeт дoкaзaть сущeствoвaниe Бoгa). Нo кoсвeнныe данные в хранилище. Если люди платят много денег за билет, за право, чтобы три часа смотреть на сцену — значит, надеются, что будет что-то получить. Что? Если опера Верди идет почти двухсот лет, история известна, ничего нового вы не узнаете. «Гамлет» четыре сотни лет, «Эдип» — две с половиной тысячи лет. История, как известно, тексты в книгах, читай бесплатно. Значит, они идут для вас приятно удивит.
Но, если человек будет идти в театр, — нет никакой гарантии, что он будет испытать этот восторг.
Во-первых, есть глухие, их не проймешь; видеть прекрасное, пожимают плечами и повторил свое тупое «ну и что?». Трудно себе представить, что Собакевич испытать удовольствие, даже если его затащат в театр и билеты на что-нибудь.
Во-вторых, что еще хуже: по-настоящему успешных выступлений — один из ста, гениальный — один из тысячи. Это ужасно арифметика. Это означает, что человек, который все же пошел в театр, очень маловероятно, что будет испытывать наслаждение. Хорошо, если будут получать по крайней мере удовлетворение. Но полного убожества и вещи. Наткнувшись, человек оказывается навсегда. Он пошел в театр, испытывал скуку и отвращение, — «больше меня туда не затащите». Он все понял. Эти приключения описал Максим Горький. Наслушавшись восторженных рассказов никого, Сокол, о полетах в небо, Поэтому он решил испытать эту радость и прыгать.
В кольцо свернувшись, он прянул в воздух.
Рожденный ползать — летать не может!..
Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся:
— Так вот в чем прелесть полетов в небо!
Есть только пустой. Есть много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу.
Смешные птицы! Но не обманут теперь действительно больше меня их речи!
На фоне большой кумир. Он разбивается вдребезги. Фото: kazan-opera.ru
Так и с операми. Гениальных мало. Вот и ставят Верди до двухсот лет. Но, Верди и не дает гарантии. Он только дает шанс. Но любая фальшь, любая случайность может испортить впечатление.
Однако, если вы счастливы — вы запомните этот вечер на всю жизнь. Талантливый спектакль, выполнил все предыдущие неудачи. А что такие спектакли мало — не удивляйтесь. В самом деле, их даже очень много для нашего грешного мира. Футболисты миллион, и Месси, и Роналду один. И Пеле вспомнить, не удивительно, потому как они дают энтузиазм, а большинство — скуку и отвращение.
Как вы видите мир? На этот детский вопрос много ответов. Самый простой: «глаза» или «окно». Но в вопросе и более важный смысл: как вы себе представляете мир? что вы думаете о нем?
Мы смотрим на одно и то же, но каждый видит свое. На сцене оперы Верди, а в зале публика, разные люди. Певица слушает совершенно иначе, чем ты; было интересно, взяла ли соперница верхнюю ноту. Художник почти не слышит, что там поют, он видит, костюмы, свет, декорацию… А галерный раб (журналист) видит жуткую борьбу за трон, и жуткую мощь идеологии.
Мы не думаем о своем, когда слушать. Но, Верди, когда писал, думал о своем — о своей Италии, о Европе, которая долго приходила в себя после Наполеоновских войн.
Оперы Верди, король ассирийцев Набукко сошел с ума и объявил себя богом. Бог для всех народов: и для своих, которым он командует, и для израиля, который выиграл.
Слушайте меня!
Есть только один бог, — это ваш король!
Кланяйтесь мне до земли!
Восхваляйте меня, вашего бога!
Он думал, что он выиграл все, но, как мы знаем, прошло по-разному. Точнее: это еще не прошло. В смысле: конец света еще не пришел.
Изгнание предателя. Фото: kazan-opera.ru
✭✭✭
В СССР не создали «Набукко». Это очень интересно и смешно: opera, прославившая молодого Верди, его первой оперы, которая имела бешеный успех в Европе, опера первой половины XIX. века, не было в СССР во второй половине ХХ века, по идеологическим причинам, к которым, возможно, примешивались зоологические.
Наиболее знаменитое место в «Набукко» Верди — хор пленных евреев. Как дело происходит в Казань, хор пленных евреев поет хор татар. Неисповедимы пути твои, Господи, как бы кто тебя не назвал. С хором и оркестром Татарского академического театра оперы и балета поют солисты: основные участники выполняют подрядчики из Национальной оперы Украины, один из Беларуси, два из Мариинки и один из Красноярска. Если вы не солисты из Германии, можно было бы сказать, что главные партии поют актеры Советского Союза.
Автор оперы — Верди (Италия), режиссер Майзель (США), дирижер Романи (Италия), художник Герасименко (Москва). Невольно в глаза бросается разница: мир политики и политизированного спорта и мир искусства. Сейчас самые воюющие страны — США, Украина, Россия, а на сцене, безупречный высокий союза.
И отличный звук оракул священник в исполнении Сергея Ковнира (Киев):
Будущее я вижу в темноте…
Ни один камень не напомнить о Вавилоне.
Особая благодарность художник Виктор Герасименко. Костюмы и декорацию вы видите на картинке, но не видите, как дизайн превращается во время выступления… А самый впечатляющий момент, когда внезапно с ужасным падением рушится гигантский каменный идол жестокого языческого божества, предвещая неизбежный крах жестокого мира.
Слушает оперы Верди, как человека. А потом возвращается в себя. А ты кто? Винтик. Пусть для вас винтик не в государственной идеологии, не воруют из бюджета, не винтик власти, но ты винтик суеты.
Подумайте об этом: 60 миллионов лет покидают этот шум, исчезают с планеты земля, в том числе и успешные, богатые. 60 миллионов лет — столько, сколько погибло за 6 лет Второй мировой войны.
Друг-читатель, что ты помнишь об олимпиаде-80, если вообще что-то помнишь? Только, что Америка ее бойкотировала. Что ты знаешь об олимпийских играх-84, если помнишь что-то? Только мы его бойкотировали.
Конечно, профессиональный музыкант получает гораздо больше, чем обычный зритель. Но расстраиваться не стоит. Но просто не травмируют мелкие ошибки, он их не слышит. И зачем ему знать о меццо-сопрано и до-гис, когда землетрясение не требует музыкальной грамотности. (Ниже вы можете прочитать отзывы два высоких экспертов, слушавших премьер-министра.)
Два дня подряд была опера «Набукко» премьер-министра, который открылся XXXVI Шаляпинский фестиваль в Казани. Два дня подряд на тысячу зрителей, и ни одного свободного места. Такому аншлагу театр, конечно, радуется. Но как только я думаю, что осталось 144 миллионов граждан России туда не попадают и не попадают…
Александр Минкин
Фото: kazan-opera.ru
✭✭✭
Владимир ВАСИЛЬЕВ (народный артист СССР, один из величайших танцовщиков мира). «Среди великолепных гор творений Джузеппе Верди опера «Набукко» расположен в самом основании, в предгорьях. Она гораздо лучше, для меня, из созданного им. Спектакли, которые я видел в разных театрах, никогда не потрясали моего воображения. Кроме того, я опасался, что в Казанском театре режиссер (преодолеть статичность оперы) решил его «осовременить», или что еще хуже — перевернет историю с ног на голову; что-то уменьшить или добавить в музыку. Сделает что-то шокирует зрителей, которые, на мой взгляд, сегодня, привыкли все. Слава Богу, режиссер Ефим Майзель очень достойно представила либретто, музыку, исполнителей и художников. Получился спектакль, в котором все в гармонии друг с другом. Живописный дизайн, костюмы и мизансцены образны и красочны. Сборка — лучшее проявление музыкальных произведений в этой опере — был героем истории. Может быть, сегодня хор Казанской оперы не уступает хор Большого».
Алексей РЫБНИКОВ (народный артист России, композитор). «Хоровая регистров очень коварная вещь. Казалось бы, волосы более резкие, чем надо, и сопрано, или что-то менее выразительными группа теноров может нарушить общий баланс, и уже нет того восторга и мурашек на коже, которые так ценят любители музыки. В этом смысле хор Казанского театра почти совершенство. Голоса всех групп хора, богатый, сочный (я уверен, что каждый из артистов хора, мог бы быть певец), сливаются в один идеально сбалансированный инструмент, который во всех нюансах, от тишайшего пианиссимо в знаменитом хоре «Вай pensiero» к сильному кульминационных аккордов заставляет слушателя буквально застывать от восторга и ощущение, что соприкасаешься с действительно большим искусством.
Удивительной акустикой театра дает оркестру возможность звук полновесными яркие тутти, а на местах, где в результате «прозрачный», каждый инструмент слышен, как бы под микроскопом. Услышать все оттенки исполнительских касается каждого музыканта. Музыканты оркестра театра играют не только хорошо, они играют безупречно.
Дирижер Стефано Романи, купается в музыке своего великого соотечественника. Он внутренне пропевает вместе с прекрасными солистами всю оперу; кажется, его безмолвное пение слышат все: и хор, и оркестр, и солистов. Это причина, почему спектакль становится одним действом, производят незабываемое, потрясающее впечатление на аудиторию».
Смотрите фоторепортаж по теме:
Опера «Набукко» в Татарском академическом государственном театре оперы и балета
43 рис.