Рустaм Xaмдaмoв с Eлeнoй Мoрoзoвoй. Фoтo: Oльгa Суркoвa.
«Мeшoк бeз днa» вoзниклa стрaнным oбрaзoм — oт сцeнaрнoй зaявки Гoскинo для дeтeй. Xaмдaмoв нaмeрeннo aдaптирoвaл нoвeллу «в чaщe» япoнскoгo писaтeля Рюнoскэ Aкутaгaвы, в кoтoрoм в 1950 гoду. гoдa гoвoрил Aкирa Курoсaвa в фильмe «Рaсeмoн». «Всe прoизoшлo случaйнo, — гoвoрит Xaмдaмoв. — Я мoг бы взять русскую скaзку, выбрaть другую истoрию. Всe, чтo нaкoплeнo внутри, слeдуeт пoмeстить eгo в любыe пoвoрoты истoрии. Нe бoлee. Я нe видeл фильм «Рaсeмoн» ужe сoрoк лeт, a нe читaть в пoслeднee врeмя истoрия «бoльшe». Нeoбxoдимo oт нeгo oтoйти, чтoбы нe быть пoxoжим нa нeгo». Из Япoнии XIII вeкa, действие перенесено в эпоху Александра II. Невесты, которую играет Светлана Немоляева, читает принц, рассказ об убийстве царевича. Для наказания над ним люди-грибы. Они занимаются гимнастикой в лесу. Царевну, напоминает Царевну Лебедь с картины Врубеля, играет Елена Морозова — красивая, как богиня. Хамдамов работал на картину более пяти лет. «Самое сложное в фильме, в том, что он дает тебе деньги. Тогда ты можешь собрать на неопределенное время. Но никто не дает», — своим признанием он много изумил.
Хамдамов снял черно-белый фильм и, как он признался в любви к немому кино. «Есть выражение известного французского поэта о том, что лев весь состоит из хорошо переваренной баранины. Я знаю и люблю немое кино, постоянно ему говорю, потому что у меня есть он усваивается, как и у льва. Актеру, сыгравшему бандит, я предложил посмотреть фильм «Страсти жанны д’арк» Дрейера, чтобы понять, как итальянская актриса в немом фильме Жанну. И сам он понюхал цветок, как и она, и сразу же стал многозначным», — сказал режиссер.
Из оберточной бумаги, тряпки, найденные на «Мосфильме», он создал такой блеск, который способен в нашем фильме он один. В Роттердаме Хамдамов сказал: «Если у тебя в голове не сплошными, то есть сама по себе история никакого интереса». Ему требуются непрофессиональные актеры, соответственно, специалисты, забывшие о том, кто они, и только одна актриса. Он пригласил Светлану Немоляеву, белла одна из первых в драме Теннесси Уильямса «Трамвай » Желание»», что для Хамдамова важно. Все остальные должны были ничего не играть, стать детьми.
Светлана Немоляева с шоколадной головой тигра — логотипом фестиваля.
В Роттердам актеров не приглашают, только фильм. Но Хамдамов принес Немоляеву. Она была счастлива, прижимала к груди шоколад голову тигра, которые раздавали здесь всех участников. «Мне было очень интересно, что он появится, потому что я живу совершенно в другом актерском мире, я работаю в театре, твердо следует традиции реалистического театра. Я в профессии более 50 лет. Встреча с Рустамом — другому взглянуть на свое существование. Он человек эпохи Возрождения», — рассказала Немоляева. В один день пришла и Елена Морозова. Она вспоминала, как не легко слепо идти за режиссером: «Ты можешь идти, а тебя учат делать это снова. Иногда я совсем не знала, что она работала в качестве актрисы».
Гостьей фестиваля стала и британская актриса Шарлотта Ремплинг, играл когда-то в «Ночной портье». Она представляла картину «Ханна». Шарлотта 71 год, и она это не скрывает, оставаясь одним из немногих актрис старшего поколения, сохранившей, естественно, лицо. Зрители смело спросил его о ботоксе, на что она ответила, что никогда не работал. В свои 70, она появилась обнаженной перед камерой, но не имеет мужества в этом не видит: «Что есть мужество? Я это не понимаю. Я всегда плыву против течения. Такова моя природа. Понимаю, почему люди часто хотят видеть более легкие фильмы, которые не требуют от них усилий. Но есть места, где можно посмотреть второй фильм, и в этом смысле фестивали красивая».
В основной конкурс молодого русского кино не существует, а один из самых сильных его картин стала палестинская лента «Сообщает, Сара и Селима» Муаяда Алайана. Она говорит о любви, браке, израильтянки и женатого палестинца. Палестинские братья, как здесь называют режиссера и его брат продюсер Джин Алайана, хотели сделать универсальную историю, основанную на сильных характерах, о мире Палестины и Израиля, который, судя по всему, никогда не сойтись. Они основывались на собственных чувствах от Иерусалима, и снял его удивительно красиво, отправив дух города. Когда братья были подростками, они там работали. Их контакты с людьми, чаще всего сводились на встречах с полицейских и военных. Муж герой занимает высокий пост в израильской армии, зная о готовящихся операциях и никогда не посвящает жену в свои дела. Но когда девочка истории измены, палестинца объявить террористом, в частности, закрутившим интрижку с женой военного из-за доступа к секретной информации. Он носит хлеб в Иерусалим, в кафе, где работает Сара. Фильм просто завораживает, и только сладкий и примирительный финал портит общее впечатление. Все закончится как в сказке.
С 11 до 18 часов, в течение нескольких дней на фестивале идет о многочасовой фильм «Путешествие в Россию», включает в себя российскую историю 1989-2017 лет. Армянский режиссер Ерванд Джаникян и его итальянская коллега Angela Ricci-Лучи используются материалы 70-х годов, он говорил о Городе–Санкт-Петербурге время перестройки. Режиссер Инеке Смитс, представлявшая в 2010 году. года в Роттердаме картина «Авиаторша с Казбека», сказал во время дискуссии о том, как действует конституция в определенной стране, показали небольшой фильм об Абхазии. Нынешний фестиваль изобилует историческими рефлексиями. В своих программах много фильмов, рассказывающих из болезненных точек в различных странах. И закрывает его сатирическая комедия «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи, лишенные у нас прокатного удостоверения. В ответ на это представители «КиноСоюза» (организации, которая появилась в пику Михалкову и возглавляемому им Союзу кинематографистов) — Алексей Попогребский. Андрей Прошкин, Борис Хлебников, Виталий Манский, Марина Разбежкина, Алексей Федорченко, Владимир Котт и другие написали открытое письмо, в котором он говорит о подлинных причинах запрета. Дело в том, что представители совета Минкульта возмущены тем фактом, что в фильме, в карикатурном виде изображают лица, занимавшие 1953 году. года, старший ведомство СССР, и это является «актом цензуры, на которой руководители министерства resort каждый раз, когда не считаются юридические основания, чтобы остановить выход неугодного им фильм». «КиноСоюз» в знак протеста против использования паровой личности, как цензурного инструмента. Настоящий порядок их выдачи, давая «влиятельным» лицам возможность по своему усмотрению передать издание фильмов или вообще не выпускать их в прокат, должен быть отменен, поскольку противоречит Конституции российской федерации, запрещающей цензуру. Представители «КиноСоюза» намерены идти в суд.