В театре в Лондоне снова будет убит Литвиненко

Aлeксaндр Литвинeнкo. Фoтo: Джeннифeр Мoргaн.

— Филипп, тaк вы oщущaeтe дeфицит нoвoй дрaмы?

— Труднo скaзaть. Вo-пeрвыx, у нaс eсть Тeaтр.дoктoр, кoтoрый тoлькo этим и зaнимaются: oни и тянут тaкoй тeрмин, кaк «дoкумeнтaльный тeaтр». Тeaтр, кoтoрый дeлaeтся нa основании документов, реальные факты; хотя, понятно, что все это гораздо шире — там, где уделяется большее внимание в современной жизни. Но это только один Kazalište.doc. Безусловно, отсутствие политического театра и театра актуального очень сильно влияет на общую картину, потому что «большие поля», не решаются на такой театр, что сказать — с большим трудом поставить, что игра только современных драматургов…

— Но документальный театр вам лично это не близко?

— Это чисто вкусовой момент. Я вряд ли буду ставить спектакль на «производственную тему» — про наркоманов, об убийстве Литвиненко, о войне в Донбассе. Хотя… хотя я не исключаю, если честно. Если в том, что будет не только яркий инфоповод, но и глубина. Мы должны помнить, что они очень разные театральные традиции на английском от русских. Эта традиция документального театра как изучение нашей жизни, — что он пришел из Лондона. Пришел из англо-саксонской культуры. Кстати, во многом благодаря Британской Совету. И это обогатило нашу театральную «поляну».

Да, пока я не буду прибегать к таким пьесам, но все может измениться. В любой момент времени. Мне может стать интересно поставить спектакль об убийстве Литвиненко. Если сойдутся так звезды, если я вижу себя в этом проекте.

— Ну, конечно, потому что здесь важно — чем лично ты занимаешься…

— Это, какой ваш персональный дискурс. Это всегда очень личностно. Есть режиссеры, которые именно так думают, — в жанре документального театра…

— Но если не занять нишу тот факт, театры, а взять немного шире — в нашей жизни на планете земля появилось очень много новых явлений, при чем, в чем. В любви, в психологии, в отношениях между людьми… А где драматургия, которая эти тенденции подхватывает, рефлексирует?

— Как сказать… здесь, чтобы открыть хроники Шекспира — а там есть и убийство Литвиненко, и любовь, и яд, и ничего. И это образец абсолютной завершена гений. И то подумать — поставить тебе Шекспира, который глобально основал театральную культуру, или взять произведение современного автора. Через шекспировского материала, могу говорить о чем угодно. Да, проверяется отсутствие столь же гениальных современных авторов. Но это не вопрос для тех, кто должен срочно это компенсировать. Это вопрос к Богу — как отправить, как Шекспиров на Землю.

Но, безусловно, тот факт, театры бы больше…

— На вопрос о современных авторах. Счастливы были те, кто ходил в МХТ до 1904 года. года до смерти чехова. Для них Чехов был современником, его драмы — о, боже, какая крамола — могли бы активно не нравится. Это потом понеслось — classic, classic… Счастье жить и жить творцов.

— Да, так и есть. Но следует помнить, что с живыми авторами, плохо лечат. Вы правильно сказали о МХТ. Да, есть живой автор. Чехов. Но был и Станиславский. И Немирович. Есть много звезд сошлось в одном месте. Было бы Антоном Павловичем, как бы он прожил эту жизнь, и когда он умер бы, если б не было Московского Художественного театра? Где все эти спектакли были бы поставить?..

— «Три сестры», «вишневый сад» была написана, в самом деле, по заказу МХТ.

— Да. Это важно. Не было МХТ, он вечно мог оставаться в нашей памяти автором очень качественных и интересных фельетонов… Но где его фельетоны и где игра — игра просто запредельные, космические! Такова жизнь. Идет Михаил Юрьевич Угаров, а Театр.dock параллельно выселяют из помещения. Вот в реальности мы. Так всегда было. Живых людей никто не ценит.