Ван Гога, Матисса, Пикассо: в швейцарских музеев воздействию экстремальных шедевры

«Чeрный и бeлый» Фeликсa Вaллoттoнa. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службe музeя.

«Вaг Гoгa к Сeзaнну, oт Бoннaрa нa Мaтиссу» в Xудoжeствeннoм музee в Бeрнe дo 15. aпрeля. Стo шeдeврoв фрaнцузскoгo и швeйцaрскoгo искусствa, нaчинaя с пoстимпрeссиoнизмa, были сoбрaны в пeрвыe дeсятилeтия XX вeкa чeтoй Xeди и Aртур (прeуспeвaющий врaч-oфтaльмoлoг) Xaнлoзeр для укрaшeния виллы «Флoрa» в швeйцaрскoм гoрoдкe Винтeртур. В нaстoящee врeмя зaмoк, с 1995 гoдa. гoдa рaбoтaeт кaк музeй, нaxoдится нa рeкoнструкции, из-зa чего коллекция гастролирует по Европе. Встреча супругов началось с работ их знаменитый соотечественник художника Фердинанда Ходлера (1853-1918). Затем последовала 20-летняя история знакомства с творчеством других художников с ярко выраженным стилем и приобретения их работ: Феликс Валлоттон, Пьер Боннар, Анри Матисс, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Винсент ван Гог, Одилон Редон, Анри Тулуз-Лотрек, Жорж Руо… Вся история искусства того времени поселился на вилле «Флора», а Боннар и Валлоттон ее постоянных гостей. Среди самого-самого кураторы выставки выделяют бронзовую «Помону» Аристида Майоля («сестра» скульптуры из ГМИИ им. Пушкина), полотно «Похищение Европы», «черный и Белый» Валлоттона (создана под влиянием «Олимпии» Эдуарда Мане), «Сеятель» ван Гога, символистский «Вид на массив юнгфрау из Мюррена» Ходлера, «Равнина в Провансе» Сезанна. Этим проектом музей Искусств Берна напоминает, что в XX веке Швейцария вовсе не была культурной провинции. Хотя, кто бы сомневался!

«Копф» Георга Базелица. Фото предоставлено пресс-службе музея.

Георг Базелиц в Кунстмузеум (Базель) до 29. апреля. Язык не поворачивается назвать графика от ста произведений, абсолютная классика искусства ХХ века Георга Базелица, который только что исполнилось 80. О его портфеле мульти-цветной графикой, создана для более чем половины столетия, только с уважением: «работы на бумаге». В самом деле, все творчество фигуративного экспрессиониста Базелица: «Голова», «Крест», «Нога», «Художник», и особенно перевернутые изображения, говорит об одном. Это скрыто для самоиронией хотелось, и вечный вопрос, прежде всего, самому себе, но и коллегам: почему я каждое утро прихожу в сервис, что я могу сказать в этом мире? Первая выставка Базелица в Кунстмузеуме состоялась почти полвека назад. Тогда художник подарил в музей, на 25 листов, с тех пор коллекция постоянно обновляется с его произведений. Называемый материал для серьезной выставки. Одновременно с Кунстмузеумом фонд Бейелера в том же Базеле показывает большую ретроспективу живописи Базелица. Российские зрители могут знать творчество мастер его московской ярмарке, которая состоялась 20 лет назад в Небольшом Манеже, или питерской с характерным названием «Как все начиналось… Живопись и графика последнего двадцатилетия», которую Русский музей показал в 2015-м.

«Она» Toulouse-Lautrec. Фото предоставлено пресс-службе музея.

Тулуз-Лотрек в выставочном пространстве Пьерра Джанадда (Мартиньи) до 10. июня. Впервые в Европе выставляется частная коллекция афиш и постеров легендарный французский художник Анри де Тулуз-Лотрека. Она состоит из 120 работ плодотворный для художника период пристального наблюдения за жизнью Парижа конца ДЕВЯТНАДЦАТОГО века. Изюминкой проекта — ряд картин и эстампов современников и друзей Тулуз-Лотрека, среди которых и неизвестное до сих пор холсте Луи Анкетена, афиша кабаре «La tournee du Chat Noir» Теофила Стейнлена и раннего Пикассо. Приятным дополнением для ценителей станет исключительные качества и редкий автопортрет художника, которые музей достал из своих фондов.

Фрагмент копии гробницы фараона сети I. Фото предоставлено пресс-службе музея.

Гробница фараона в Базеле в музее древностей до 6. мая. Просмотр полной копии двух помещений из гробницы фараона сети I, правившего Египтом около 1290-1279 лет до нашей эры, без ложной скромности можно назвать сенсационным. С помощью технологии сканирования и 3D печати играет так называемый зал Красавица и погребальная камера с колоннами. Документальными свидетелями того, как могила выглядела в начале XIX века, служат акварель Бельцони, фотографии Гэри Бертон дают представление о ее сохранении в начале XX века, а копия это отражает нынешнее состояние. Сразу же после обнаружения памятниками египтяне начали проникать туда, продавая украденные фрагменты — после того, как были в большом количестве музеев. Копии этих фрагментов в выставке. Эксклюзива ей добавляет и то, что 30 лет назад власти в Египте закрыть гробницу для публики. Тем не менее, побывать там еще можно, если вход платить огромные деньги. Копии принадлежат Египте, который планирует установить их на въезде в Долину царей. Эксперты создают в настоящее время факсимиле зал, где находился гроб Сети. Вместе с египтянами базельский музей намерен организовать более детальные выставку копий, что позволило бы продолжать этот проект без привлечения государственного финансирования.

Бэкон и Джакометти. Фото предоставлено пресс-службе музея.

Бэкон и Джакометти в фонде Бейелера от 29. апреля до 2. сентября. Авторитетных музейщики пытаются доказать, что две звезды искусства ДВАДЦАТОГО века многое объединяло. Для этого он собрал около ста произведений: Фрэнсис Бэкон — из Чикагского института искусств, Музея современного искусства в Нью-Йорке, парижский Центр Помпиду, швейцарский ассамблеи; Альберто Джакометти — из богатой коллекции его акций. Из художников действительно много общего (странно, что раньше это не было предметом анализа): интерес для изображения человеческой фигуры и лица на грани фигуративного, внимание к культурно-историческому наследию мастеров прошлого. Оба мэтра работали в маленькой мастерской, где из случайного хаоса рождались выверенные законы модернизма. И естественно, что их объединяет Изабель Росторн, художница, модель, муза, как и некоторое время спутница жизни Джакометти. Но кураторам это мало: они подключаются в качестве художника, и как исследователя темные стороны сексуальности, одиночество, печаль и даже склонностям к излишествам. Это Бэкон и Джакометти сделали фигуру художника в XX веке до крайности, границы между нормой и отклонением от нее. Они и здесь были первыми.

«Эмоции» Фердинанда Ходлера. Фото предоставлено пресс-службе музея.

Фердинанд Ходлер в Музее искусства и истории в Женеве до 30. декабря 2019 года. Начался официальный Год, Фердинанда Ходлера, ближе к столетию со дня смерти, вероятно, самых известных художников в Швейцарии. Здесь хранится большая часть его наследия: 150 картин, скульптур, 800 рисунков, набросков и эстампов и даже роскошная мебель. Музейщики обещали интригу посетителей по стандартному известных работ мастера и рассказами о своей жизни, работе и о тяжелом исторической обстановке, в которой он творил. Центральное событие программы — выставка «Ходлер/ Конкурентоспособности» в Музее Войны (20. апреля — 19. августа). Вместе с художественный музей Берна экспозицию посвятить перевести разработана Ходлером теории конкурентоспособности, которой соответствует стиль симметрично-параллельный расположение фигур в танцевальных или ритуальных позах.

Марка принцесса Диана. Фото предоставлено пресс-службе музея.

Редкие марки в Музее для общения (Берн) до 8. июля. В 1843 году Швейцария стала второй после Великобритании страной в мире, принявшей решение о введении регулярного обращения почтовых марок в качестве оплаты услуг электронной почты. Старые копии швейцарских брендов являются одними из самых ценных и востребованных в мире филателии. В этом году страна отмечает 175 лет со дня введения в обращение первой швейцарской марки. В Музее связи проходит выставка, где можно увидеть редкие экземпляры марок. Среди экспонатов — редкая марка, эскиз, который Фердинандом Ходлером. Первый его проект был на конкурсе в 1901 году. года отказано в жюри, но позже, в 1937 году. года, именно на основе этого проекта была выпущена специальная почтовая марка, доходы от продаж которой, между прочим, для цели финансирования вооруженных сил страны.