Фoтo: Сeргeй Рoдиoнoв (фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службe тeaтрa).
Мaэстрo Фeликс Кoрoбoв – дирижeр-пoстaнoвщик oпeры xитa Вeрди (нa сaмoм дeлe этo oднa из лучшиx пaртитур вeликиx кoмпoзитoрoв) пришeл к интeрпрeтaции музыки с ярмaрoчным рaзмaxoм. Всe врeмя кaзaлoсь, чтo дирижeр сeйчaс вoскликнeт чтo-тo типа «Эх, залетныя!» и оркестр буквально закружится в вихре быстрых темпов и ярких динамических оттенков. До конца оперы градус стал зашкаливать, и в результате Verdi зазвучала почти как Камаринская с посвистами и рычанием медь латунь, который в порыве эмоций было уже не до управления амбушюром.
Похоже, что и перед певцами задача была аналогичной — давать что-то лихое и уйти в эмоциональный отрыв от банальных стереотипов. Отрыв удался на славу – жаль, что вместе с мышлением приходят фразировка, дыхание и стиль. Ни Алексей Шишляев («Макбет») и Денис Макаров (Banco), не вызвала оваций публики после своей арии. И даже Наталья Мурадымова (леди Макбет), который буквально давила силой своего голоса и текстуры, была принята публикой довольно прохладно. Хотя ее образ был слеплен в соответствии с рекомендациями автора, писавшего в письме к либреттисту: «да, я хотел бы видеть леди Макбет уродливой и злой… я хотел бы, чтобы голос леди был резкий, приглушенный, зловещий». И только тогда, когда уже в конце опера прозвучала ария Макдуфа в прекрасном исполнении Владимира Дмитрука – послышались крики «браво»: наконец, в этом спектакле, кто-то по-настоящему объявлений.
Кама Гинкас пришел к интерпретации оперы не без фантазии. Судя по внешнему виду (костюмы Марии Даниловой), герои трагедии стали некоторые парашютисты, совершившие, якобы, массового плохой прыжок, из-за чего им пришлось туго забинтовать переломанные конечности и головы. А сверху бинтом, хотя приспособили парашютные крепления – вдруг снова придется прыгать? Несмотря на черепно-мозговые травмы, они, неугомонные, так и норовили подняться на огромную стену для боулдеринга, сконструированную сценографом Сергеем Бархиным. Кроме живых парашютистов, было еще и много мертвых, – так это, муляжей, напоминавших мумии, которые на деревянных санях возили на сцене. И всегда было много мертвых ребенка – слишком много манекенов и муляжей, символизируют кровожадные преступления Макбета.
Конечно, Гинкас, как и любой драматический режиссер, совершивший звонок в оперу, было «решение». Она заключается в следующем: король Дункан, который, как известно, убивает Макбет, — урод, карлик и полный идиот. Его показывает … лилипут Алексей Миранов, что очень смешно сидит на шатком высоком троне, с короной на голове в виде двух черепов. То он пытается убежать от своего вигвама (герои трагедии сан в маленьких вигвамах, если что), а некоторые мамка-нянька его ловит и водворяет обратно. Ну как таких не замочить? А что, вопрос в том, кто виноват в том, «Макбет», освободивший десантники из этого, с позволения сказать, не настоящего короля? Тем не менее, грех есть грех. Ведьмы предупреждали. И потому сознания наслаждайтесь с отрубленными кровавыми головами, которые затем передаются героями из рук в руки, то насаживались на кол, леди Макбет сошел с ума, тщетно пытается смыть кровь с рук, с помощью оцинкованной банной шайки, которую дух Банко, одетая в ярко-красный костюм, наполнял кровавой водой из чайника.
То леди бежала с какой-то подушки в ряд, что очень напомнило старый мультик «Варежка». В завершение, исполнение, пророчества, ведьмы, возмущенные народные массы приходят справиться с Макбетом, держа в руках куцые метелки, что делает их похожими на группу боевиков, дворников. На этом месте, как раз звучит музыка, которую мы условно назвали «Камаринской». И это очень уместно, потому что здесь был создан танцевальный эпизод: Макбет начинает просачиваться через ряды «дворников», и Макдуф, который хочет его убить, последовали за ним. Они это не быстро и не очень ловко, как бы создавая образ незатейливого народного танца, который был в кружке, где приобщаются к искусству, в выходные вот эти самые дворники. Танец и движение играют важную роль в этом спектакле – х была Татьяна Баганова, известная представителя правильного направления в хореографическом искусстве, которая называется contemporary dance. Надо сказать, что отечественный вариант этой области, что подразумевает и некоторую наивность и неловкость движений. Так что Макбет и Макдуф, двигаясь эдаким неуклюжим ручейком, действуют в полном соответствии с жанром.
В финале, в котором короной из черепов венчается на царство, сын Банко Малкольм, и из которого ясно, что мы понимаем, что тирана не меньше, чем «Макбет», приберегли хореографическую пик. На сцену вышла группа забинтованных мальчика, который сердито маршировали, иллюстрирующие жестокость власти. Ну вот последний малыш не попадал в ногу с остальными, запутался в ручках и совершенно потерял координацию. И если постановщики сделал это намеренно (что очень надеюсь), то это просто высший пилотаж!