Владимир Винокур: «Мама сказала Путину — Вовочка, хватит валять дурака»

фoтo: Лилия Шaрлoвскaя

С Львoм Лeщeнкo.

«Гoвoрят, в жизни я нaмнoгo вeсeлee, чeм нa сцeнe»

— Юмoр — дeлo сeрьeзнoe?

— Oчeнь сeрьeзнo. Нo, гoвoрят, в жизни я нaмнoгo вeсeлee, чeм нa сцeнe.

— Кaк прaвилo, нaoбoрoт.

— Дa, кстaти, этa лeгeндa o угрюмыx юмoристoв в кaкoй-тo стeпeни вeрнo.

— Aркaдий Исaaкoвич Рaйкин был дoвoльнo зaмкнутый чeлoвeк.

— Oн был тaкoй в сбoрe, сeрьeзный. Прeждe чeм выйти нa сцeну, oсoбeннo в пoслeднee врeмя, oн сидeл, зaпивaл тaблeтoчку, ни с кeм нe рaзгoвaривaл, пoвтoрял тeксты… И вдруг: «Нaрoдный aртист Сoвeтскoгo Сoюзa Aркaдий Рaйкин!»… и oн выскaкивaл, выпaрxивaл нa свoиx зритeлeй. Вoт этo вoлшeбствo я видeл свoими глaзaми. И eму я блaгoдaрeн, пoслe oднoгo нaшeгo рaзгoвoрa. Я пришeл к Рaйкину нa кoнцeрт в Oлимпийскoй дeрeвнe, встрeтил eгo сo свoим oтцoм, и oни нaшли oбщиe тeмы — Лeнингрaд дoвoeнный — oбa учились в Лeнингрaдe дo вoйны. Oбo мнe пoлнoстью зaбыли, через 15 минут они уже были на «ты», и тогда он сказал отцу: «Вы сын еще убедить в том, что я прав. Я считаю, что петь юмористов очень мало, а певица профессионально вообще нет. Если он используется, то будет то, что он хочет.» И я стал, кто хотел, чтобы Аркадий Исаакович и мой отец.

— До этого вы в оперетте пели два года.

— Меня пригласил худрук нашего курса, он был главным режиссером Театра оперетты. Он нас, несколько человек, конечно, взял на стажировку. Да, я был стажером два года, там и женился.

— С его уходом из оперетты много потерял?

— Я не знаю, в любом случае, Георгий Павлович Ансимов, наш главный режиссер, сильно меня уговаривал: «Куда ты идешь, будь то «драгоценные Камни», ты работаешь в государственном театре, у вас есть полный роль, ты востребован. Зачем тебе это? Вы идете туда, где бог, — Аркадий Райкин, где уже работают молодые Хазанов и Петросян, тебе не светит ничего». Я говорю: «Я поборюсь, постараюсь сделать свою работу и отпраздновать москве оперетту».

— Ну, в «Самоцветах», насколько я знаю, не столько пел, сколько читал монолог Якубовича о слесарь Ковальчука.

— Это последний год перед отъездом. А так я пел, и это была пародия, ниша была свободной. Это сегодня только ленивый не делает пародии, а в это время… Витя Чистяков погиб в авиакатастрофе, и особенно никто на эстраде не было, кто бы делал музыкальные пародии. Гена Хазанов сделал, но речь.

— Как вы думаете, юмор по сравнению с советским временем изменилось сейчас?

— Я понимаю, о чем вы. Сегодня появился простой юмор…

— Я не о том. О глубине юмора.

— Мой писатель, который пишет все лучше и Геннадию Хазанову, и Евгению Петросяну, — Аркадий Хайт — всегда говорил: «Слушай, давай поострее что-то написать». А я ему: «Аркаш, я не занимаюсь сатирой. У меня есть хороший юмор, пародии, музыкальные, и люди приходят в вечернее время в зале, — что они сатирики, они читали в газетах и слушали «Голос Америки».

Армейское счастье Владимира Винокура.

— В советских газетах не все могут читать.

— Ну, я имел в виду, что они и так об этом знают, на кухнях друг с другом, говорят. А вечером, люди хотят отдохнуть. Особенно сегодня, когда, напротив, полон информации. Войдя в Интернет, можно увидеть все, что не читал в газетах, что и те же телепрограммы и тоже. Это перебор, конечно. У меня нет ностальгии по коммунистическому времени, но очень дозированна информация о несчастьях, о бедствиях, о преступлениях. Сегодня включаешь телевизор, и вы участвуете в расследовании убийства, бандитизма, краж, террористических атак… Но все же это, чем занимаются власти, коммунисты пытались доставить не до народа.

— Ну да, чтобы еще раз не расстраивать.

— Сегодня такая волна информации, что уже дети играют в бандитов. А в общем, все должно быть очень дозированно, потому что люди не должны целыми днями слушать это и дрожать, выходя из дома, домой…

— Вот вас послушать, может быть, и, когда в трех школах в различных регионах России дети шли убивать своих одноклассников, о том, на почтовый ящик почти ничего не говорит.

— Но это было все. Я к Интернету, то есть. я продвинутый дед: обязательно даю информацию на You Tube о всех своих концертах, в Инстаграме информирую о своих передвижениях в туре, поэтому сегодня такое время, понятно. А что касается юмора… Там у меня всегда проблема была одна — мужчина и женщина, это навсегда, независимо от того, кто у власти, и музыкальные пародии. Главное, что появляется чаще звезд, потому что найти новую звезду, на которую вы можете сделать пародию, очень трудно. Ведь для того, чтобы человек стал супер и звезды, должно пройти время, и народ должен узнать этого человека.

— Но сегодня время очень поверхностно, в отличие от советского. Мы что-то обсуждали с Леоном Измайловым на важные, болезненные темы, а он мне потом: «А разве это серьезно?». Они имели в виду, что народ не понимает, и вы должны быть легче, только тогда люди к тебе потянутся.

— Нет, не согласен. Сегодня, сидя дома, человек может присутствовать на концерте самой яркой звезды мира, такие, как поп-звезды, так и классики. Он может попасть на концерт Башмета или Спивакова, слушать Мацуева, смотреть лучшие балетные спектакли мирового уровня. Прочитать любую книгу, лучшего писателя и в переводе, и в оригинале…

— Для этого нужно какое-то желание, усилия и усилия люди просто не хотят. Он сел на стул, — веселите меня!

— У меня нет специальной программы для рабочего класса, крестьян и интеллигенции. Я делаю так, чтобы все было понятно всем. Нужно быть художником, что и понятно, любой слой населения. Я этим занимаюсь и учу своих детей.

фото: Лилия Шарловская
С Борисом Моисеевым.

«Даже когда на Серова работаю пародия, Саша на меня не обижается»

— Было ли так, что кто-то очень обиделся на свою пародию? Существует известный факт, что Высоцкий не принял пародия Хазанова на себя. Понятно почему: он разрывает сердце на глазах у всех, а потом идет пародист и только имитирует хрипатый голос. Высоцкий вообще пародия, считается малым, ничтожным работу.

— Я помню, как отреагировал Владимир С.. А чуть позже, в 1979 году, сказал мне, что его друг Алексей Штурмин, который был мой учитель, сэнсэй по каратэ: «Высоцкий о вас, сказал, что вы должны увидеть, как вы это делаете, и оценить». Тогда я уже объяснил, и Высоцкому, и его друг Станиславу Говорухину, что я делаю пародию на Владимира Семеновича, но его в любом телепередачах вырезать. И тут, на мое счастье, в 79. выходит доска, посвященная будущей Олимпиаде в Москве, она называлась «Пародия-80». Вот здесь ничего не вырезали. Я дал Высоцкому альбом, но… через год Владимир Семенович скончался, и я остановился, чтобы сделать эту пародию. Я с огромным уважением относился к Высоцкому. Он был человеком протеста, не жаловали власти, и в то же время они приглашали его на правительственные дачи, и на концерты истца… Он был и желанным, и изгоем — напряженной жизни.

— Так вас кто-то обижался?

— Да, Вахтанг Кикабидзе. Его поставил против одного человека. Показал мое интервью в одной из газет (по-моему, даже в «МК»), где на вопрос: «люди обижаются на ваши пародии?» я ответил, что, во-первых, я делаю пародии на людей известных, популярных, а они, как правило, люди умные. А то пародия, как сказал Анатолий Дмитриевич Папанов, является популяризация для исполнителя. Жук на это обиделся. Приехал в Москву — мне не звонит. Я ему: «Буба, что с тобой?» — «Я просто хочу сказать, что после «Мимино», после всего, что я пел, и мне не нужна популяризация, — сказал он. — Меня знают и без этого». Я говорю: «Буба, но почему Муслим Магомаев никогда не обижается, Лева Лещенко, Иосиф Кобзон, тот же Папанов, Сличенко?» Вопрос решил очень просто. Кикабидзе был на гастролях в Курске. Он очень любил и уважал своих родителей, и, когда он был далеко, отец его спросил: «что-то мне Вова звонит, у вас испортились отношения?» — «Дядя Натан, — отвечает Кикабидзе, — я известный человек, ну зачем мне эта пародия?» — «Жук, но вы понимаете, как Володя любит вас, а что мы, мы любим тебя, ты нам как член семьи. Это только вам позавидовать, что друг так много лет». Жук посидел, подумал, и сказал: «А, вы правы, дядя Натан, я, наверное, сморозил глупость, и перед Володей извинюсь». И больше никогда ничего подобного ни с кем и не было. Даже когда на Серова работаю пародия, Сашка на меня не обижается.

С Олегом Табаковым. Фото: instagram/vladimir vinokur

«Я люблю вас, если вы истинный»

— А для генерального секретаря вы делали пародии?

— Никогда.

— Но, как-то вы сделали пародию на Штоколова, а некоторые думали, что это покойный Леонид Ильич.

— У меня есть фотография, где я пародирую Штоколова, сидит Леонид Ильич и смех. Он говорил: «Хорошо Штоколов поет». И дальше я работал Сличенко, Леонид Ильич спрашивает: «А это кто?» Он сказал: «Сличенко». — «А, цыган, молодец!» А когда Муслима (Брежнев очень любил Муслима), он говорит: «Ну, это настоящий Муслим Магомаев». Леонид Ильич всегда спрашивал: «Магомаев участвует в концерте?» Он сказал: «Да». А он сразу: «Хорошо, будет концерт».

— А Косыгин на концерте, где вы давали Штоколова, говорят, напряженные, все понял. Умный человек.

— Совершенно верно, но должен сказать, что в семье Косыгиных я появлялся не только на сцене. Мы дружили со своими внуками. Когда собирались дома, Танечки, его внучка, пару раз присутствовал и Алексей Николаевич, который попросил меня: «Начать праздник с речи Генерального секретаря». И я сразу голос Брежнева: «Дорогие друзья, дорогие гости…».

— Через семь лет после смерти Брежнева его не пародировал только ленивый… Сразу все такие смелые стали.

— А я вот вошел в подъезд, где жил Леонид Ильич, и из-за угла, он говорил голосом Брежнева: «Почему меня никто не приветствует?» Защита выбегала, хваталась за сердце: «Ну, Владимир, вы нас угробите когда-нибудь». Я же, со своими внуками также был другом и с Леней, и с Викой.

— А говоришь, никогда не пародировали.

— Но, это и не на сцене. Один раз, когда Горбачев, меня черт дернул. Тогда министр культуры был Николай Губенко. Коля представил инновации — только отменили цензуру, все считает. Он попросил меня перед концертом: «Ты что делаешь?» — «В начале моноложек небольшой, то в пародию». — «Давай». Я выхожу на сцену и вижу в первую очередь, Михаила Сергеевича и Раису Максимовну. Прежде чем что-то Политбюро сидело в амфитеатре. И вдруг, я говорю голосом Горбачева: «Дорогие друзья, уважаемые гости, я хочу, чтобы углубить этот вопрос, что, как говорят, взять все и был полный консенсус». Я стою, боковым зрением я вижу в кулисах застывшего Губенко, который не понимает, о чем, а в зале тишина. Вдруг Михаил Сергеевич начинает хлопать в ладоши, и весь зал взрывается. Немыслимо прием! Но никогда после этого я не сделал пародию на первое лицо, потому что это линия наименьшего сопротивления. А то этично, я считаю, что это неправильно.

— Ну, с Ельциным у вас что-то было?

— С Ельциным я тоже общался, даже на свой день рождения выступал. Я делал там со своим партнером Ефимом Александровым знаменитый номер «врача»: «Доктор, у меня это». Там был еще один инцидент. Решил я Борису Николаевичу дать некоторые оригинальный сувенир, а ничего лучше не нашел, чем литров флягу в виде книги «Вечный зов». Мы его исследуют в Афганистане дал, когда я на войне был. Подарил, а Ельцин сразу же дал попробовать Коржакову, начальнику своей охраны, и председатель госбезопасности Барсукову. Они пытались, чтобы не отравить своего босса, а я ему районе. «Редкий экземпляр», — радостно сказал Борис Николаевич. А Наина Иосифовна очень обиделась, потому что Ельцин был пить. То жена Павла Грачева ее успокоил: «Не обижайтесь, Володя, нам же бутыль из Афганистана вернулся».

фото: Из личного архива
С Владимиром Путиным.

— Да, это так — от Брежнева к Путину, комиссар, которого вы. Но любая власть боится быть смешным. Является ли Путин это не пугает?

— Нет, я много раз с ним общался, он хорошо слушает шутки. И у него блестящая память. Лет 15 назад у меня был юбилей, и пришел Путин. Что, 1. апрель идет в такое похмелье. Владимир Владимирович спросил: что меня будут пожелания? И я сказал: «Пожалуйста, маме позвонить». Выбрать маме, а она еще молодая была девушка, у нее был 81 год, и я говорю: «Мама, сейчас с тобой будет Путин говорить.»

— Так, может напугать человека.

— Мама говорит: «Сынок, я понимаю, 1. апреля, вечером, тебе уже больше некого было?» — «Нет, мама, сто процентов», — говорю я. Я даю трубку, а Путин: «Анна Юльевна, поздравляю вас на день рождения сына. Мы вам хотим здоровья, все вас любят». — «Я люблю вас, если вы настоящий, — ответила мама. — Я своего сына знаю». — «Тут Галкина нет», — отвечает Путин. Четыре года назад у Путина в Кремле это назначение и Владимир Владимирович попросил меня рассказать этот случай. Я сказал. На фуршете Путин ко мне подходит: «А в финале мама сказала совсем другое: «Вова, хватит валять дурака!» — вот что она сказала. Он это запомнил.

— Да, мы кагэбэшников это профессиональное качество.

— Ну, это юмор понимает!

— Так не пародировали Путина?

— А как можно пародировать человек, от которого такой рейтинг?

— У Ельцина, кроме того, в Москве было 90%, а потом стало 2%. В этой жизни все меняется. Вы знаете, из-за чего закрыли «Куклы» на НТВ? После программы, которая называется «Крошка Цахес», очень обидная для Путина.

— Я бы тоже закрыл, если бы он был главой государства.

— Вы? А вы знаете, как смеяться над своими президентами и премьер-министрами в Америке, Англии?

— Да, конечно, но даже в последних событиях, ясно, что мы-не Америка, а не Англия.